Развлечение « Здравствуй, Весна!» в старшей группе.
Цель: формирование чувства любви и уважения к традициям русского народа, умение принимать осмысленное и активное участие в народных праздниках, уметь объяснять их значение.
Дать представление о перелетных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания
Ход развлечения.
Воспитатель: Если снег повсюду тает, день становится длинней.
Если все заледенело и в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла (весна).
Воспитатель: Ребята, вы вспомнили, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно весна! А кто прилетает весной из теплых краев?
Дети: Птицы!
Воспитатель: Правильно, а какие птицы прилетают?
Дети: Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, соловьи, гуси и утки.
Воспитатель: Правильно ребята. А вы помните, что птичек нельзя обижать, потому что они маленькие и приносят большую пользу человеку!
(раздается стук в дверь входит ребенок почтальон)
Ребенок: Телеграмма, телеграмма! Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной, адрес очень точный: детский сад №8!
Воспитатель: Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в наш детский сад! Ребята, давайте узнаем, что написано в этой телеграмме, от кого она?
Я хочу вас пригласить, на поляне погостить.
Чтоб потом вы вспоминали, как со мною здесь играли.
Чтоб поляночку найти надо мостик перейти,
А потом через болото, а потом, кому охота,
Ручеек перешагнуть и еще пройти чуть-чуть,
Здесь найдете вы меня, в добрый путь,
Смелей друзья!
Воспитатель: Интересно, кто это нас в гости зовет? Мы с вами это узнаем. Когда преодолеем все препятствия, о которых написано в телеграмме. Отправляемся в гости! (дети переходят из одной части зала в другую).
А вот и мостик (переходят по мостику). Ручеек на пути! (перепрыгивают через ручеек). Дети смотрите. А теперь кочки, по ним нужно пройти и не упасть, чтобы не замочить в болоте ног! Вот мы и пришли. Какая красивая поляна! Интересно, кто нас здесь ждет!?
Вы послушайте, звуки лесной истории и попробуйте догадаться, кого мы встретим в лесу.
Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Воспитатель: Смотрите, ребята, лесовик!
Лесовик:
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле все пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья попадут
И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки-
Вот, что будет если птицы. Если птицы, все исчезнут, пропадут!
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья…
Скучно будет, знайте, дети жить без птиц на белом свете.
А еще я знаю загадки, попробуйте отгадать?
Загадки
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его … (скворец)
Эта птица не строит себе жилья,
Соседкам яйца оставляет,А о птенцах не вспоминает…(кукушка)
Черный, проворный
Друг лесов и полей
Обожает червей (грач)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко (ласточка)
Гадким утенком родился,
В птицу белоснежную превратился (лебедь)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока).
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, о чем между собой разговаривают зимующие птицы и перелетные? Хотите послушать?
Инсценировка
(Действующие лица: Скворец; Снегирь; Грач; Голубь, Дятел; Синичка).Скворец: Здравствуй, птичка – невеличка!
Здравствуй, добрая синичка!
Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй голубь и снегирь!
Дятел: Расскажите птицы, где вы побывали?
Расскажите птицы, что вы повидали?
Скворец: В жарких странах, жаркое лето!
Ни зимы, ни снега, там нет!
Грач: Бродят там слоны-великаны,
Целый день кричат обезьяны,
По деревьям вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы!
Голубь: Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили, в странах незнакомых?
Скворец: Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью!
Синичка: Вы б для нас потанцевали, Мы вас очень - очень ждали!
Снегирь: Чтобы было интересней,
Мы станцуем с вами вместе!
Танец «Зверобика»
Все птицы: Дети, гнёзд не разоряйте,
Птичьих гнезд не трогайте
Яичек теплых не берите,
Нас, друзья вы берегите!
Ребенок: Мы не станем разорять гнезда у пернатых,
Пусть птичьи песенки звенят на радость всем ребятам!
Воспитатель: А я хочу предложить вам игру на внимание! Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши, слово которое обозначает не птицу!
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, куницы.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.Лесовик: Ну, вот какие вы молодцы!
Теперь не стыдно и Весну звать!
Выходи народ, заводи хоровод!
Зиму провожать, весну закликать!
А мне пора уходить!
В лесу к встрече весны
Порядок наводить!
(Лесовик уходит)
Весенний хоровод. Песня «Ой, бежит ручьем вода»
Выходит весна.
Весна: Я Весна - красна, бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки!
Прогоняю с речек лед, светлым делаю восход!
Всюду, в поле и лесу людям радость я несу!
Здравствуйте ребята, очень я рада, что вы откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости! Вы играли, танцевали и веселились. Слышала я и разговор птиц. Вижу, что вы большие друзья птиц и все о них знаете.
Воспитатель: Весна - красна, а наши дети еще и стихотворения знают о птицах и о весне!
Весна: С удовольствием послушаю и о себе, и о гонцах своих!
Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят!
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам летят!
Гнездо на ветке - птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичьих гнезд не разоряй
И не кому не позволяй!
Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной!
Знаешь ты, и знаю я, как пернатые друзья
Песенки в лесу поют, мошек, червяков клюют.
Что все время тук да тук дятел - леса верный друг.
Ищет для себя обеда – усача и короеда!
5. Еще мороз гуляет на просторе
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой!
Весна: Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, красиво поют!
Воспитатель: Вот и наступила настоящая весна. Мы встретили ее праздником, который издавна отмечается на Руси. Этот праздник называется «Сороки». Потому что считается, что 40 птиц прилетает к нам из теплых краев и приносят на своих крыльях весну. А еще потому, что до настоящего тепла должно пройти 40 холодных утренников. Вы хорошо заботились о зимующих птицах, подкармливали их, никогда не забывали приносить им еду в кормушки. Не забывайте об этом и сейчас, пока у птичек нет еще корма. И никогда не обижайте птиц, не бросайте в них камни, палки, не разрушайте птичьих гнезд. Не делайте этого сами и не разрешайте этого делать другим. Ведь птицы приносят нам, людям, столько радости своими прекрасными песнями, уничтожают вредных насекомых, и вообще « небо без птиц – не небо»
Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить: раскрошите да разбросайте на все четыре стороны, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Весна раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,40утренников,40 заморозков.
Весна прощается и уходит.
Воспитатель: Ну, что же ребята нам тоже пора возвращаться!
(под запись пения птиц дети выходят из зала).

Программные задачи:

Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

Продолжать учить разгадывать загадки о весне, заучить заклички о весне.

Предложить детям научиться печь традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами сегодня превратимся в поваров, но прежде немного с вами побеседуем.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:

Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле на реку
И по цветку и по снежку. (весна)

Правильно это весна!

Давайте разучим веселую закличку и позовем весну.

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».

По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя своеобразным речитативом «заклички».

Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками из коринки и черемухи «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать:

Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне,
Весну красную…

Вот сегодня мы с вами будем учиться печь такие булочки из теста, которые называются «жаворонками».

Сейчас мы с вами превратимся в поваров. Оденем фартуки и приступим к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».

Сначала раскатаем колбаску из теста (так как вы делали из пластилина). Затем увяжем узелком, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Сверху сделаем глазик из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».

А теперь мы отнесем птичек на кухню, и повар их испечет в духовом шкафу.

Пока наши птички пекутся, отгадайте еще одну загадку:

Яростно река ревет.
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся. (апрель)

Ой, ребята, смотрите, наши жаворонки уже готовы. А кто их принес?

Ну, конечно, весна. «Жаворонки» принесли с собой весну. Давайте вместе скажем дружно:

Вот видите, мы не зря сегодня трудились. Наши птички принесли на своих крыльях нам Весну.

На этом наше занятие окончено.

Список используемой литературы:

1.Зарецкая Н. В. «Сценарии праздников для детского сада». – М.: Айрис-Пресс, 2008 г.

2. Давыдова М.А.«Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».– М.: «Вако» 2007 г.

Лариса Смолеха

Воспитатель : Смолеха Лариса Фёдоровна, МБДОУ №210 г. Кемерово.

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.

Развивающие : развивать связную речь , внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей.

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам и летним цветам.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации с изображением первоцветов и летних цветов. Аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках , летних цветах. Заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, повторение пословиц о весне , закличек, рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал, рассаживаются.

Полюбуйся весенним цветеньем

Нежной травкой, зелёным листом,

И под птичье весёлое пенье

Проходи на поляну, как в дом!

Для тебя шум весеннего ливня,

Для тебя первой радуги свет,

И в зелёных согретых долинах

Одуванчиков первый букет!

Конечно, все вы знаете, какое сейчас время года. Правильно, весна . Все её любят и ждут. Так было всегда. В народе издавна звучат весенние заклички, ходят поговорки о весне и труде . А вы знаете пословицы о весне ?

Пословицы :

1. Весна красна цветами , а осень пирогами.

2. Что посеешь, то и пожмёшь.

3. Земля тарелка, что в неё положишь, то и возьмёшь.

Появляется Весна :

Я долго шла полями,

Лугами и лесами,

Растаял снег холодный,

Прозрачной стал водой.

И наконец я с вами

На праздничной поляне,

Так радостно сегодня

Справляю праздник свой!

Позвольте праздник мне начать

И вам загадки загадать!

Загадки :

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна )

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц.

(Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл.

(Апрель)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает.

(Май)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Весна : Я хочу проверить, знаете ли вы мои любимые цветы – подснежники.

Игра «Собери подснежники»

Дети собирают картинки с подснежниками в одну стопку, а с летними цветами в другую.



Весна : А сейчас пришло время поиграть в мою любимую игру.

Проводится игра «Ручеёк»


Весна строит детей в две колонны, между ними прокладывается «ручеёк» из канатов.

Дети, держась друг за друга, всей колонной должны перепрыгнуть через ручеёк. Кто оступился – «попал в воду» , выбывает из игры. Игра сопровождается словами Весны :

Разлился ручеёк – золотой рожок! У-ух! (прыгают)

Разлился водой студёной, ключевой! У-ух!

Разлился водой холодной, снеговой! У-ух!

По мхам, по болотам, по лесным колодам! У-ух!


Весна , садись, отдохни, еще стихотворения послушай.

Стихотворения.




Весна : Ребята, а вы умеете рисовать весну ? Но нарисуем не красками , а ленточками.

Танец с лентами


Весна : Очень мне у вас понравилось, но мне, к сожалению, пора уходить и уступать место лету.

Весна : А для того, чтобы я ушла от нас в хорошем настроении, послушай на прощание веселую песенку.

«Песенка- чудесенка»

Весна дарит детям угощения, прощается и уходит.



Оборудование.

    Звукозаписи: пьеса П.И.Чайковского «Подснежник», песня «Синяя вода» в исполнении Аиды Ведищевой, веселая музыка на выход мальчика Марта, запись колокольного звона, Вивальди «Весна 2 часть».

    Первоцветы, сплетенные из бисера (подснежники, мать-и-мачеха, крокусы, мимоза);

    Вертушки-цветы для выполнения дыхательной гимнастики;

    «Снежное покрывало» из белого шифона;

    Корзинка;

    Костюм Феи Воды;

    Плоскостные изображения весенних месяцев, ширма;

    Костюм мальчика Марта;

    Указка;

    Ребус «Вода»;

    «Камушки» (плоские подушечки из кожзаменителя, наполненные поролоном);

    Предметные картинки: верба, проталинки, сосулька, капель;

    2 мольберта (большой и маленький 2-х сторонний);

    Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;

    Мнемотаблица к рассказу «Март»;

    Мартинички (куколки), связанные из ниток красного и белого цветов.

    Организационный момент.

Дети входят в зал, где звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник». Логопед предлагает детям сесть на стульчики. Музыка звучит несколько минут, затем логопед выключает проигрыватель.

Л о г о п е д . Ребята, как называется пьеса, которая сейчас прозвучала?

Д е т и . Это пьеса Чайковского «Подснежник».

    Подбор определений к слову «подснежник».

Л о г о п е д . Верно ребята. Достает корзинку с подснежниками из бисера. Давайте рассмотрим подснежники. Ответьте на мой вопрос, - «Подснежник какой?».

Д е т и . Подснежник нежный.

Подснежник хрупкий.

Подснежник узколистный.

Подснежник изящный.

Подснежник белоснежный.

Подснежник ранний.

Подснежник весенний.

Л о г о п е д. Давайте изобразим подснежник.

    Пальчиковая гимнастика (на стульчиках)

Наши белые цветки


Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.


Наши белые цветки
Закрывают лепестки,


Тихо засыпают,
Головками качают.

Ладошки сложены.

Разводим пальчики по одному, начиная с мизинца.

Смыкаем пальчики по одному, начиная с большого.

Качаем сложенными ладошками из стороны в сторону.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, подснежники самые нетерпеливые цветы, они появляются на первых проталинах, не дожидаясь, когда снег сойдет полностью. Каким словом можно назвать цветы, появляющиеся первыми?

Д е т и . Первоцветы.

Л о г о п е д. Правильно, ребята. Поднимает «снежное покрывало», из под которого появляются первоцветы из бисера . Вот и на нашей полянке появились первоцветы. Эти цветы появляются первыми в разных уголках нашей необъятной Родины – России. Подснежник и мать-и-мачеха в наших краях, крокусы и мимоза расцветают на Кавказе.

У меня для вас полная корзина первоцветов. Давайте с ними поиграем.

    Дыхательная гимнастика «Первоцветы»

Логопед раздает детям цветы-вертушки и предлагает пройти на ковер. Сделайте три коротких выдоха (3 раза).Сделайте длинный выдох, не поднимая плеч.

Дети проходят к стульчикам.

Л о г о п е д. Молодцы ребята, скажите, приметой какого времени года является появление подснежников?

Д е т и. Появление подснежников это примета ранней весны.

Л о г о п е д. Верно, ребята. О ранней весне мы и будем сегодня говорить.

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу... (Весна)

Л о г о п е д. Ребята, вспомните стихотворения о весне и расскажите нашим гостям. Но прежде, чем рассказать, давайте сделаем весеннюю гимнастику для язычка.

    Артикуляционная гимнастика

Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Л о г о п е д . Молодцы ребята, теперь можно начинать.

    Выразительное чтение стихотворений о ранней весне.

1-ый ребенок. Стас

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

2-ой ребенок. Женя

Иван Бунин

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

3-ий ребенок. Дима

Федор Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, вы рассказали очень выразительно, а сейчас, я предлагаю всем вам пройти на ковер и поиграть.

    Физминутка.

"Заботливое солнышко"

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.


И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Деткам нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.

Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Логопед предлагает детям занять свои места.

    Подбор определений, однородных сказуемых, слов с противоположным значением.

Л о г о п е д. Ребята, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про весеннее солнышко, небо, ручьи, снег. Вашими словами мы пополним наш «Словарик». Логопед держит перед детьми «книгу-словарик», дети «кладут» свои слова в « словарик».

Л о г о п е д. Солнце, какое?

Д е т и . Весеннее, яркое, теплое.

Л о г о п е д. Небо, какое?

Д е т и . Голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый, рыхлый, влажный, сырой.

Л о г о п е д. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи.

Д е т и. Солнце - светит, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи - бегут, звенят, журчат.

Л о г о п е д. А теперь откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Зимой снег белый, а весной…..

Зимой дни короткие, а весной ….

Зимой солнце тусклое, а весной …

Зимой ветер холодный, а весной ….

«Словарик» был легким, а стал ….

Л о г о п е д. Молодцы, ребята. Теперь наш словарик полон весенними словами.

    Развитие логического мышления. Разгадывание ребуса.

Логопед выставляет перед детьми мольберт с ребусом «вода» (или определи слово по первым звукам).

Л о г о п е д. Ребята, отгадайте слово, спрятанное в этом ребусе (вода).

Дети разгадывают ребус.

МУЗЫКА «СИНЯЯ ВОДА»

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

    Подбор родственных слов.

В о д а . Здравствуйте, ребята, я Фея Воды.

Рассказ феи Воды.

Недавно у меня был день рождения. Я устроила большой бал. Пригласила своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Де т и. Лишний – водитель. Слово водитель из другой семьи!

    Развитие общей моторики, ловкости, внимания.

Ф е я В о д ы . Ай да молодцы! А теперь вы меня повеселите. Пройдите по камушкам через наше «озеро» не замочив ножек.

МУЗЫКА . Дети идут по «камушкам».

В о д а . Молодцы, повеселили вы меня! Получайте (отдает массажный мяч логопеду) за это волшебную капельку!

Жаль, что мне уже пора!

Напоить леса, луга

К лету я успеть должна!

Уходит под МУЗЫКУ «СИНЯЯ ВОДА»

Л о г о п е д. Ребята, фея Воды оставила нам волшебную капельку, она поможет нам вспомнить слова-родственники слову вода.

Логопед приглашает детей на ковер. Дети встают в круг.

Логопед проводит игру с мячом , в процессе которой дети вспоминают слова-родственники слову вода (водичка, водомерка, водоросли, водяной, водолаз, подводник, водомер, водовоз, водопад, водица).

Логопед приглашает детей занять свои места.

    Уточнение знаний о весенних месяцах. Уточнение значений слов протальник, снегогон, травень.

Л о г о п е д. Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев. Перечислите их.

Д е т и. Март, апрель, май.

Л о г о п е д. Верно ребята. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы март пришёл раньше, чем уйдёт февраль, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. У нас в гостях весенние месяцы, - персонажи сказки С.Я.Маршака «12 месяцев», послушайте, что они сами про себя расскажут.

За ширмой один за другим появляются весенние месяцы.

М а р т.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к вам месяц март.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Почему март называют протальником ?

Д е т и. В марте снег становится рыхлым и появляются проталины. Проталины – место, где растаял снег и появились первые островки земли.

А п р е л ь.

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к вам пришел апрель.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Что значит апрель – снегогон ?

Д е т и. Снегогон это сложное слово, в нем спрятались 2 слова (снег, гнать). Апрель гонит снег, пригревает солнце, снег быстро тает, бегут ручьи.

М а й.

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Вас теплом встречает май.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Почему май называют травнем ?

Д е т и. В мае появляется зеленая травка, распускаются листья на деревьях, все вокруг зеленеет.

Л о г о п е д. Верно, ребята. Скажите, а какой сейчас месяц?

Д е т и. Март.

Л о г о п е д.

В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

Снег пугает, шалунишка:

Только ступит - стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот - ... Март!

МУЗЫКА (НА ВЫХОД МАЛЬЧИКА-МАРТА)

Под музыку вбегает мальчик Март с веточкой в руках.

    Игра “Подскажи словечко”. Актуализация словаря по теме.

М а р т. Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришел на праздник я!

Вы со мною поиграйте,

И словечки отгадайте!

Март загадывает детям загадки, логопед выставляет картинки отгадки на мольберт.

    Самый первый день весны,
    Самый-самый первый.
    На опушке, у сосны
    Распустилась… (верба).

    Ой, беда! Ой, беда!
    Тает снег, кругом вода.
    Не обуешь валенки,
    На снегу… (проталинки).

    Рад весне братишка Саша
    И собачка рада Жулька.
    На припёке, с крыши нашей
    Утром свесилась … (сосулька).

    Снег в лесу. Сугробов много.
    Но слышна синицы трель.
    С крыши прямо на дорогу
    Звонко капает … (капель).

Л о г о п е д. Месяц Март, скажи, а правда, что ты уже учишься в школе для умников и умниц?

М а р т. Правда! Я хожу во 2-ой класс!

Л о г о п е д. Здорово! А наши ребята, тоже собираются в школу и многое уже знают и умеют. Задай-ка им задание посложнее.

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

М а р т. Что ж, тогда пусть поделят слова (показывает на картинки и называет слова ) верба, проталинки, сосулька и капель на слоги.

Л о г о п е д. Ребята, прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правило о делении слов на слоги.

Д е т и. Сколько в слове гласных, - столько и слогов.

Дети делят слова на слоги и называют количество слогов в словах.

М а р т. Молодцы, ребята, мне с вами было очень интересно, но я должен спешить! Побегу в лес, медведя-лежебоку пора поднимать!

МУЗЫКА (МАЛЬЧИК-МАРТ)

Дети и логопед прощаются с Мартом. Март убегает под музыку .

    Игра «Какой лес?». Совершенствование грамматического строя речи.

Л о г о п е д. Ребята, давайте и мы отправимся на прогулку в весенний лес и вспомним, как называется лес из разных пород деревьев.

Дети встают в круг. Логопед д остает сундучок .

Я картинку положила в разноцветный сундучок,

Ну-ка, Катя, открывай, вынь картинку, называй!

В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес – осинник; лес из берез, березовая роща – березняк; лес из дубов, дубовая роща – дубрава; лес из сосен, сосновый бор – сосняк.

Дети занимают места на стульчиках.

    МУЗЫКА (КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН)

Л о г о п е д. Ребята, что вы сейчас услышали?

Д е т и. Мы услышали звон колокола.

Л о г о п е д . Верно ребята, это колокольный звон, а звучит он с картины выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Логопед снимает накидку с мольберта с картиной.

МУЗЫКА Сен-санс ЛЕБЕДЬ

На окраине маленького села возвышается небольшая колоколенка. К синему с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. На ваших глазах происходит великое чудо пробуждения весны.

Л о г о п е д. Ребята, рассмотрите картину и подберите слова-приятели к следующим понятиям:

    Весной природа пробуждается (оживает, просыпается)

    Открыли весну (принесли ) грачи

    На проталинах появляются их темные (черные ) стаи

    Зиму грачи провели на юге нашей большой (необъятной, громадной ) страны

    По дороге (по пути ) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные ) метели.

    Многие птицы выбивались из сил (уставали ) и погибали (умирали) в пути.

    Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые ) грачи.

    Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

    В стороне расхаживает одинокий грач (гуляет, шагает, ходит, бродит)

    Снег мокрый (влажный, сырой)

    Воздух чистый (прозрачный, хрустальный)

    Поля потемнели (почернели)

    Грачи строят (вьют, сооружают, возводят, обустраивают) себе гнезда

    Березки кривые (гнутые, корявые)

    Грачи спешат (торопятся) построить гнезда

    Березки, словно живые протягивают друг другу свои озябшие (замершие, оцепеневшие) ветви.

    Физминутка «Наступление весны»

Наступила долгожданная весна

Выглянуло ласковое, теплое солнышко

По небу плывут пушистые облака

Оживают деревья

Лопаются почки, появляются зеленые листочки

На проталинках появляются нежные подснежники

Бегут ручьи

Как красиво весной в лесу

Поднимаемся на цыпочках, разводим руки в стороны

Гладим ручки

Изображают руками плавание

Делают домик над головой, разводят руки

Разводим сомкнутые ладони, щелкаем сомкнутыми губами

Приседают, изображают появление подснежника

Делают волну двумя руками

С восхищением разводят руки. Ах!

    Пересказ рассказа «Март» по Г.Скребицкому с использованием мнемотаблицы. Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.

Л о г о п е д. Ребята, на прошлом занятии мы рассматривали картину Игоря Грабаря «Март» и слушали рассказ Г.Скребицкого «Март», будто специально написанный к этой картине. Давайте вспомним этот рассказ, а поможет нам в этом таблица.

1 - 2 ребенка по очереди пересказывают текст с опорой на мнемотаблицу.

Март

Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, на следующем занятии мы обязательно сравним эти две картины, две ранних весны – Саврасова и Грабаря.

Вы сегодня отлично потрудились. Давайте посмотрим, что оставил для вас мальчик Март! Ребята, это мартинички. Белый цвет этих куколок символизирует уходящую зиму, красный цвет – наступающую весну. В конце марта мартиничками украшали деревья, - с зимой прощались, весну зазывали.

Л о г о п е д. Мы сегодня веселились, и играли, и учились, а сейчас уже пора отдохнуть вам детвора.

    Упражнение «Снеговики». Релаксация.

Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре.

Л о г о п е д. Представьте, что вы – снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.

Дети выполняют движения по команде логопеда.

Л о г о п е д . Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь.

Дети встали, потянулись, и друг другу улыбнулись.

С гостями попрощаемся, в группу отправляемся.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, помогли обратить внимание на проведение как итоговых занятий после изучения определенных тем или звуков и букв.

Речевой материал подбирается с учётом индивидуальных речевых возможностей детей, проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями или родителями.

Участие детей-логопатов в речевых развлечениях помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, развивает речь, учит выполнять правила совместных игр или действий.

У детей младшего дошкольного возраста, которые присутствуют на мероприятии в качестве зрителей и болельщиков, формируется .

Речевое развлечение «Весна пришла»
(Подготовительная к школе группа)

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Добиваться ответов полными предложениями в грамматически правильной форме.
Продолжать работу над умением выразительно произносить скороговорку с заданной интонацией.
Расширять активный словарь.
Учить действовать в команде быстро, слаженно.
Развивать звуковой анализ и синтез, осязательные способности, внимание, мышление.
Воспитывать чувство коллективизма, смелость, инициативность, умение преодолевать страх перед публичным выступлением.

Оборудование: символы команд, пособие «Что перепутал художник», карточки с буквами, пособие «Узнай слово», «волшебный мешочек», два кроссворда, два водных фломастера, 5 обручей, шапочка «Кошка».

Логопед. Здравствуйте, участники, уважаемые взрослые и гости нашего праздника! Надеюсь, что скучать нам на празднике сегодня не придётся, ведь у нас соревнуются две команды. За быстро и правильно выполненные задания каждая команда будет получать подснежник. Кто больше соберёт подснежников, тот и победит. Первая команда «Чебурашка» скажет свой девиз.

Чебурашка — верный друг,
помогает всем вокруг!

А теперь вторая команда.

Мы как дольки апельсина.
Мы дружны и неделимы!

Логопед. Приветствуем команды!

Интеллектуальная разминка.

Логопед задаёт детям вопросы. За правильные ответы команда получает подснежник.

Как называется наш детский сад?

Как называется главная площадь в городе Москве?

Что в сказках всегда побеждает?

Как называются картофельные корешки?

Какой город называется столицей нашей Родины?

Как называется средство передвижения новорождённого?

Что является топливом для «автомобиля» Емели?

Колёса для носа?

Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

Конкурс 1. «Что перепутал художник?»

Дети должны рассказать полными предложениями, что на картинке изображено неправильно. Кто больше найдёт небылиц, тот и побеждает.

Конкурс 2. «Угадай сказку»

Детям предлагается внимательно послушать текст и угадать сказку.

Команда «Апельсин».

С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?

Команда «Чебурашка»

В этой книжке именины,
Много было там гостей,
А на этих именинах,
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.

Конкурс 3. «Скороговорка»

На магнитной доске расположены картинки животных с разными эмоциями: испуганный зайчик, весёлый тигрёнок, злой крокодил, обиженный бельчонок. Надо повторить скороговорку, как испуганный зайчик, весёлый тигрёнок, злой крокодил. Команда, которая правильно повторила скороговорку, с заданной эмоцией получает подснежник.

Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.

Конкурс 4. «Узнай букву»

У ребёнка карточка с буквой. Дети с буквами должны встать так, чтобы получилось слово. У команды «Апельсин» слово – скворец. У команды «Чебурашка»- журавль.

Конкурс 5. «Отгадай слово»

Конкурс 6. Игра «Птицы-гнёзда-птенцы»

Цель: уметь быть внимательным командам педагога; быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.

Правила. Под веселую, быструю музыку бегаем по залу. По команде логопеда «Птицы» дети ходят по залу, как грачи по пашне и машут руками, как крыльями. По команде « Гнёзда»- собираются в центре, встают в тесный круг, обхватив, талию друг друга. По команде «Птенцы» дети должны встать по четыре человека в обручи. Проигрывает тот, кто запаздывает с выполнением команд.

Конкурс 6. «Волшебный мешочек»

В мешочке лежат магнитные буквы. Предлагается детям, подходить по одному и опускать руку в волшебный мешочек. Не вытаскивая руки, ребенок должен отгадать, какую букву он взял в руку. Далее мы вытаскиваем букву из мешочка. И узнаем, правильный ли ответ дал ребёнок.

Конкурс 7. «Отгадывание загадок»

Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке,
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца.
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо)

Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь?
(Грач)

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился … (Одуванчик)

Конкурс 8. «Заполни клеточки кроссворда»

Команды должны заполнить клеточки кроссворда, отвечая на вопросы.

«Чебурашка»

1. Часть тела, которой пишут. (Рука)
2. Морозный рисунок на стекле. (Узор)
3. Чем покрыт ствол дерева? (Кора)
4. Перелётная, длинноногая птица, которая живёт на болоте. (Аист)

«Апельсин»

1. Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец)
2. Занавеска на окно. (Штора)
3. Рабочий стол ученика в школе. (Парта)
4. Дикая полосатая лошадка. (Зебра)

Конкурс 9. «Кошка и скворцы»

Один ребенок “кошка”, остальные дети — “скворцы”. На всех надеты соответствующие шапочки. Обручи на полу — “скворечники”. “Кошка” находится в стороне. Под легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только два “скворца”. Пойманного “скворца” “кошка” уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.

Конкурс 10. Игра «Кто быстрее соберёт целое из частей»

Дети собирают картинки, разрезанные на 8 частей.

Конкурс 11. Игра «Путаница»

Логопед предлагает команде «Чебурашка» выложить картинки месяцев весны по порядку, а команде «Апельсин» выложить картинки месяцев зимы по порядку.

Подводится итог. Подсчитываются количество подснежников.

Входит Весна.

Здравствуйте, участники и уважаемые взрослые! У вас тут так интересно, что и мне захотелось к вам прийти. Ребята, а играть вы умеете? Приглашаю детвору на весёлую игру!

Игра «Бывает — не бывает»

Все дети и участники, и болельщики встают в круг. Весна проводит игру «Бывает — не бывает». Если бывает — дети подпрыгивают, не бывает — приседают.