Ухо- орган слуха. Орган слуха воспринимает звук. Ухом мы слышим речь человека, пение птиц, музыку и шорох, различаем звуки природных явлений.



С помощью глаз мы познаём окружающий мир. Видим предметы, различаем их цвет, форму, объём. Глаза - это орган зрения. Брови и ресницы- охраняют глаза от пыли и резкого света. Брови защищают глаза от пота со лба. Слёзы увлажняют и утепляют глаз, а также уничтожают вредные микробы.


Язык – это орган вкуса. Кончик языка в основном чувствует сладкое. Края языка ощущают солёное и кислое, а его основание – горькое. Языком человек различает около 10000 вкусов. Вместе с этим язык помогает проглотить пищу.


Кожа -орган осязания. Кожа очень важный орган чувств. С её помощью мы ощущаем прикосновения, боль, тепло и холод.


  • Защищай глаза от попадания посторонних предметов.
  • Телевизор долго не смотри.
  • Мой уши ежедневно чистой водой с мылом.
  • Нельзя чистить уши острыми и твёрдыми предметами.
  • Не клади в рот острые и режущие предметы.
  • Соблюдай гигиену носа.
  • Всегда имей при себе носовой платок.
  • Соблюдай личную гигиену!

Органы чувств У человека выделяют следующие органы чувств: зрения (глаз), слуха (ухо), обоняние (нос), вкуса (язык) и осязания (кожа). Органы чувств – специализированные периферические образования, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей. Благодаря высокоспециализированной возбудимости каждый орган чувств обеспечивает восприятие только определенных видов раздражений. В их состав входят рецепторы - специфические нервные образования, являющиеся окончанием чувствительных нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя.





Периферический отдел Периферический отдел представлен рецепторами – чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определённому виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. В сложных органах чувств кроме рецепторов есть и вспомогательные структуры, которые обеспечивают лучшее восприятие раздражителя, а также выполняют защитную, опорную и другие функции


Рецепторы Рецепторы (от лат. receptor - принимающий) – окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки (сетчатки глаза, внутреннего уха и др.), преобразующие раздражения, воспринимаемые извне или из внутренней среды организма в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.




Центральный отдел Центральный отдел анализатора – это определённый участок головного мозга, где происходит анализ и синтез поступающей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т.д.) Обязательным условием нормального функционирования анализатора является целостность каждого из его трёх отделов.




Орган зрения Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает с помощью органа зрения – глаза, состоящего из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Придатки и части глаза СтроениеФункции БровиВолосы, растут от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба ВекиКожные складки с ресницами Защищают глаза от световых лучей, пыли Слёзный аппарат Слёзная железа и слёзовыводящие пути Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаза





Гигиена зрения Оберегать глаза от механических воздействий Читать в хорошо освещенном помещении Держать книгу на расстоянии см от глаз Свет должен падать слева Нельзя слишком сильно наклоняться к книге, это может привести к развитию близорукости Нельзя читать в движущемся транспорте и во время еды


Зачем человеку нужны органы чувств? Вы узнали, что без анализаторов (органов чувств) невозможны были бы процессы приспособления человеческого организма ко всё время меняющимся условиям окружающей и внутренней среды Наш зрительный анализатор, наши глаза – это исключительно сложный и удивительный дар природы. Весьма упрощенно можно сказать, что глаз человека - это, в конечном счете, прибор для приема и переработки световой информации, и его ближайшим техническим аналогом является цифровая видеокамера. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно, так же бережно, как вы относитесь к своим дорогим фото- и видеоустройствам!


Синквейн В синквейне 5 строк. 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные, раскрывающие смысл понятия (два слова); 3 – глаголы, показывающие действие понятия (три слова); 4 – предложение, имеющее смысловой характер (из четырех слов); 5 – существительное, показывающее Ваше отношение к понятию (одно слово).



Слайд 3

Цели: 1. Сформировать понятие «органы чувств». 2. Показать роль и специфику разных органов

чувств. 3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы. 4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.

Слайд 4

Задачи:1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов

чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

Слайд 5

Оборудование: 1.Рисунок человека без глаз,рта,ушей,носа. 2.Отдельные рисунки глаз,рта,ушей,

носа. 3.Материалы для проведения опытов и наблюдений,для работы в группах: -разрезанные фрукты и овощи; - духи,кофе,апельсин,огурец,лимон; -краски:жёлтая,красная,синяя; -альбомные листы; -плакат «Наши помощники-органы чувств».

Слайд 6

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Постановка учебной задачи.

4. Постановка проблемы.

5. «Открытие» детьми новых знаний, работа в группах.

6. Физминутка.

7. Первичное закрепление: работа по учебнику.

8. Самостоятельная работа: работа в тетради

9. Итог урока.

Слайд 7

1. Организационный момент.Добрый день солнцу и птицам,Добрый день улыбчивым лицам.

(Дети садятся по местам)А теперь улыбнитесь друг другу.Улыбнитесь мне.

Слайд 8

2. Актуализация Наш учебник называется «Я и мир вокруг».-Что даёт нам возможность познавать

окружающий мир?-Как вы определяете, где находитесь?-Как вы различаете предметы?-Какие помощники помогают нам узнать признаки предметов?

Слайд 9

3. Постановка учебной задачи.

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)

Очень странный человечек. Что же в нем странного?

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

Слайд 10

4. Постановка проблемы А он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать.

Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.

Слайд 11

5. «Открытие» детьми новых знаний –Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит

провести настоящее исследование. Что же будет предметом нашего исследования? Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово).

Работа с учебником. (стр.54)

Расскажите,чтовидят,слышат и чувствуют Лена и Петя?

Что мы делаем с помощью глаз?

Что мы делаем с помощью ушей?

Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?

Что можно узнать о предметах с помощью рук?

Отгадайте,почему органы чувств названы нашими помощниками?

Слайд 12

Работа с плакатом «Наши помощники-органы чувств».-Какие органы чувств позволяют обнаружить

эти предметы?-Узнайте,какова «профессия» этих органов чувств?

Слайд 13

Работа в группах.1 группа: С завязанными глазами,наощупь определить фрукты и овощи.2 группа:

С завязанными глазами узнать по запаху кофе и апельсин.3 группа:С завязанными глазами отличить сахар от соли.4 группа:Смешать краски на альбомном листе.Что получится?

Слайд 14

Анализ работы в группах.

Капитаны каждой группы высказывают предположения их команды о роли органов чувств в жизни человека,прикрепляют картинки с их изображением к рисунку человечка.

Слайд 15

6.Физкультминутка.

  • Слайд 16

    7.Первичное закрепление:работа по учебнику (стр.55)

    Выполните задание:расскажите,что чувствуют Миша и Лена.

    Слайд 17

    8. Самостоятельная работа: работа в тетради.

    Выполнение заданий 3,4 в рабочей тетради стр.23.

    Слайд 18

    9.Подведение итогов урока.

    • Дополните предложения:
    • Сегодня я узнал….
    • Я понял, что….
    • Было интересно….
  • Слайд 19

    Глаза – орган зрения

    Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Слайд 20

    Органы чувств Урок «Окружающий мир» 3 класс

    3 1 5 2 4 У Х О Г Л А З К О Ж А Н О С Я З Ы К Р Органы чувств

    Глаза – орган зрения. Зрение - это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

    Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

    При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут.

    Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии. Делай гимнастику для глаз.

    Уши – орган слуха. Слух - это способность воспринимать звуковые волны.

    Уши надо беречь! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели обратиться к врачу.

    Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит То заходит, то выходит? (нос.)

    Нос – орган обоняния. Обоняние - это способность чувствовать запахи.

    Язык – орган вкуса. Язык помогает человеку различать вкус еды.

    Как беречь органы вкуса. Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.

    Кожа – орган осязания. Осязание - это способность человека чувствовать прикосновения.

    Правила ухода за кожей. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

    «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!

    Тест! 1. У человека есть органы 2. Глаза - это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – это орган 5. Кожа – это орган 6. Органы чувств нужно 7. Всеми органами чувств руководит (чувств) (зрения) (слуха) (обоняния) (осязания) (беречь) (головной мозг)

    Вы скачали эту презентацию на сайте www.viki.rdf.ru Автор презентации Шпотаковская Е.И.