Независимая оценка квалификации как один из показателей качества подготовки выпускника

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая (2012 года № 597 Правительству Российской Федерации поручено разработать к 2015 году предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификации с участием объединений работодателей |и профессиональных сообществ, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации в соответствии с профессиональными стандартами.

Процедура независимой сертификации – процесс независимой оценки уровня квалификации выпускников, посредством которого экспертная комиссия подтверждает, что уровень квалификации выпускника соответствует требованиям квалификационной характеристики, требованиям профессионального стандарта (при наличии).

Экспертная комиссия – орган, осуществляющий процедуру независимой сертификации выпускников.

В состав экспертной комиссии включаются представители работодателей, иных организаций, которые осуществляют координацию и контроль за проведением процедуры независимой сертификации на различных этапах.

В 2016 году в рамках формирования в Республике Татарстан системы независимой оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций принято решение о реализации «пилотного» проекта по сертификации квалификаций по 2 перспективным для нашей республики направлениям: нефтехимия и машиностроение. В этой связи были определены основные участники проекта :

По направлению «Нефтехимия» ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО «ТАНЕКО» совместно с ресурсным центром «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» г. Нижнекамска (профессии «Аппаратчик» и «Машинист технологических насосов и компрессов»);

По направлению «Машиностроение» ПАО «КАМАЗ» совместно с ресурсным центром «Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б.Васильева» г. Набережные Челны (профессия «Слесарь по ремонту автомобилей»).

Цель проекта:

Внешняя оценка качества подготовки выпускников

Задачи проекта:

Расширение возможностей выпускников для трудоустройства на ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО»

Планирование профессиональной карьеры

Повышение квалификации с учетом требований работодателей

Организаторы проекта:

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

АО «ТАНЕКО»

ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки».

Социально-экономический эффект внедрения и реализации:

Независимая сертификация несет выгоду всем участникам:

Выпускник: наличие сертификата соответствия повышает его шансы занять желаемую должность;

Предприятие: Кадровые службы получат объективную информацию о квалификации работников, страхуют себя от возможных проблем некомпетентности кадров;

Техникум: имеет объективную оценку качества своих образовательных программ.

Конкурентные преимущества: наличие сертификата у выпускников, объективная информация о квалификации работников у предприятий, объективная оценка результатов образовательного процесса техникума.

30 июня 2016 года на базе ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» прошла процедура независимой оценки квалификации выпускников по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» и «Машинист насосных установок».

В этой связи предприятиями совместно с ресурсным центром был определен механизм реализации независимой оценки качества образования выпускников на предмет профессиональных (корпоративных) стандартов, разработаны и утверждены соответствующие «дорожные карты» и реализован комплекс подготовительных мер, в том числе:

Формирование экспертных и апелляционных комиссий в состав которых вошли исключительно представители базовых предприятий, то есть оценку «качества» выпускников ресурсного центра будут проводить только независимые представители профильных предприятий. Председателями экспертных комиссий были назначены главные инженера производств ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО ТАНЕКО.

Обучение членов сертификационных комиссий по 72 -часовой программе «Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала » . Обучение проводилось силами самих предприятий;

Разработка контрольно-измерительных материалов по вышеуказанным профессиям в соответствии с ФГОС. Осуществлялось совместно с предприятиями;

Определение рабочих мест для проведения сертификационного экзамена выпускников;

Изготовление сертификатов, удостоверяющих уровень квалификации выпускникам, успешно прошедшим процедуру сертификации.

Независимой экспертизе подверглись 31 выпускник техникума по компетенции: «Аппаратчик перегонки» и 27 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок».

Профессиональный экзамен (независимая экспертиза) проходил в 2 этапа: теоретический (тестовое задание) и практический (практическая квалификационная работа и выполнение задания на компьютерном тренажере). Основной акцент при проведении независимой экспертизы был основан на практической работе. Практическая работа выполнялась на действующих пилотных установках, рабочие места были максимально приближены к рабочим местам на производстве. По компетенции: «Аппаратчик перегонки» было предусмотрено выполнение работы по обслуживанию абсорбционной колонны тренажерной установки, которая включает в себя пуск установки, ведение процесса абсорбции и останов установки с соблюдением всех правил охраны труда и выполнение заданий на компьютерном тренажере «Пуск и останов деэтанизатора (колонны) К-410», а по компетенции «Машинист насосных установок» выполнение работы по замене манометра на работающем насосе с переключением на резерв, при этом пускали и останавливали насосы, устанавливали прокладки, подбирали манометры по рабочему давлению.

Сертификация проходила на высшем уровне. Несмотря на волнения выпускники с представленными задачами успешно справились. В результате подтвердили квалификацию 31 выпускник по компетенции «Аппаратчик перегонки», 22 выпускника по компетенции «Машинист насосных установок», 5 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок» квалификацию не подтвердили.

Процент получения сертификатов составляет среди выпускников техникума по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» -100%, а по компетенциям «Машинист насосных установок» -93%.

По завершению профессионального экзамена экспертной комиссией была дана высокая оценка подготовки будущих рабочих.

Ресурсный центр ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» готовит выпускников рабочих профессий и специалистов среднего звена для особо опасных промышленных производств ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО» и группа компаний Татнефть ОАО «ТАИФ- НК». От качества знаний выпускников зависит безопасность и благосостояние населения города и района. Поэтому работодатель, заинтересован как никогда в высококвалифицированных специалистах и уже на этапе независимой оценки квалификации выпускников имеют возможность выявления лучших ребят для дальнейшего карьерного роста будущих руководителей. Ведь не секрет, что многие выпускнинкиТехникума нефтехимии и нефтепереработки сегодня занимают высокие руководящие посты. Например,

1. Шуйский Василий Николаевич - заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам ПАО «Нижнекамскнефтехим»

2. Андрей Юрьевич Егоров – директор МУП "Водоканал", депутат Государственного Совета РТ пятого созыва

3. Раченчук Юрий Борисович - главный метролог ПАО «Нижнекамскнефтехим»

И таких примеров много. У нас создан эффективный социальный диалог между профессиональным образованием и предприятиями ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК» и др. С ними заключены договора о сотрудничестве. Выпускники техникума всегда являются востребованными кадрами для предприятий города и района.

Таким образом, выпускник получает сертификат о подтверждении квалификации, работодатель объективную информацию о будущем работнике, техникум – объективную оценку качества образовательного процесса.

Нижнекамскнефтехим, ТАНЕКО и техникуму еще предстоит сделать качественный анализ, выявить недостатки, решить открытые вопросы инновационного проекта. Но то что это необходимо делать – это уже бесспорно!!!

12.04.2013

Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций?

Предисловие

Российская Федерация является членом ВТО - это признание и принятие общих правил международной торговли, и принятие общей концепции общественно-экономического развития.
Профессиональное образование будет ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний.

Жесткие законы рынка не оставят ни малейшего шанса образовательным институтам игнорирующим потребности работодателей и государства, и общества в целом.

Наши трудовые ресурсы, отечественный кадровый потенциал в результате вхождения в ВТО будут неконкурентоспособным не только на внешнем рынке, но и на внутреннем российском рынке.

Владимир Владимирович Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике отметил: «В ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики".

В этой связи 27.01.2012 г. была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Уральское региональное агентство развития квалификаций» (АНО УРАРК).

Её цель: Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышение качества трудовых ресурсов на основе системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил является одним из учредителей «Уральского регионального агентства развития квалификаций» и готовит на своей площадке условия для создания Межотраслевого центра по оценке и сертификации квалификаций.

Таким образом, наличие сертификата подтверждает:
-высокую квалификацию конкретного специалиста;
-гарантированную востребованность на рынке труда;

На вопросы отвечает действительный член Европейской лиги управляющих, эксперт Системы Добровольной Сертификации Управляющих РФ, доктор экономики Артур Салахов.


Может ли диплом о профессиональном образовании являться таким доказательством?

Практика показывает, что нет. Во-первых, диплом выдаётся теми, кто сам учил, а это необъективно. Во-вторых, он даёт оценку только теоритических знаний, то есть по нему нельзя оценить квалификацию. В-третьих, диплом выдаётся один раз и на всю жизнь, а профессия развивается дальше. В четвёртых, подготовка в формальном образовании связана с образовательными стандартами, имеющими мало общего со стандартами профессии, которые изменяются раньше, чаще, быстрее учебных программ.

Почему сертификат?

Во-первых, при сертификации профессионала оценку его знаниям, навыкам и умениям даёт профессиональное сообщество, те есть те, кто принимает на работу. Во-вторых, оцениваются не только теоритические знания, но и практические умения и навыки. В- третьих, сертификат имеет временные ограничения, связанные с изменениями требований профессионального стандарта и требованиями последующего уровня квалификации. В четвёртых, сертификация оценивает актуальные знания, умения и навыки, то есть качество профессионала в данное время.

ПРАВИЛО СЕРТИФИКАЦИИ: «ОЦЕНИВАЕТ НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, КТО ПРИНИМАЕТ НА РАБОТУ».

Почему добровольная?

Любая обязательность и директивная формула ведёт к лицензированию, то есть к системе разрешений и запретов, которые относятся к прерогативе государственных служб, а это коррупция. Здесь идёт речь об общественно-профессиональном признании человека-профессионала и он сам должен определить траекторию своего профессионального и карьерного роста. Перед ним добровольный выбор - или безработица, или достойная работа и благосостояние. Перед работодателем добровольный выбор - иметь квалифицированных проверенных профессионалов, или разбираться с квалификацией коллектива самостоятельно и за собственные средства. Перед системой профессиональной подготовки стоит добровольный выбор - готовить профессионалов и быть востребованными на рынке профессионального образования или продолжать выпускать новых неквалифицированных безработных?

Как связана сертификация профессиональных квалификаций с системой формального профессионального образования?

Во-первых, сертификация, это оценка соответствия специалиста требованиям профессионального стандарта. Во-вторых, сам профессиональный стандарт для системы профессиональной подготовки (образования) является техническим заданием. В- третьих, независимая от системы образования (подготовки) сертификация, оценивает качество этого образования и его соответствие требованиям технического задания (профессионального стандарта). В четвёртых, независимая от формального образования сертификация, признаёт, в первую очередь, специалиста, а не выпускника учебного заведения, то есть признаёт любые формы получения знаний. навыков и умений, не связанных с официальной системой профессионального образования.

Кому нужна сертификация?

Во-первых, самому специалисту. Во-вторых, работодателю. В-третьих, системе профессионального образования.

Для чего нужна сертификация?

Специалисту - для общественно-профессиональной идентификации своей квалификации и получения своего места на рынке квалифицированных профессионалов (рынке труда). Работодателю - для приведения в качественное соответствие трудового коллектива требованиям профессиональных стандартов и минимизации затрат с его переподготовкой и повышением квалификаций. Системе профессионального образования - для совершенствования программ подготовки с целью соответствия требованиям рынка труда.

На рынке труда, где профессионал продаёт свою квалификацию работодателю, сертификат является, своего рода, документом товарного соответствия и определяет цену специалиста. Чем выше уровень квалификации на сертификате, тем выше стоимость профессионала. Чем больше профессиональных сертификатов у человека, тем больше у него мест на рынке труда.

Признание сертификата. Основанная на профессиональном стандарте, независимая и добровольная, используемая профессиональным сообществом сертификация имеет региональное, национальное и международное уровни признания. Чем шире география профессионального признания сертификата, тем выше его ценность и востребованность.

Можно ли купить сертификат?

Можно купить бумажку с надписью «Сертификат», но нельзя купить компетентность и квалификацию, которую эта бумага подтверждает. Если перефразировать русскую пословицу, то работодатель принимает на работу по сертификату, а выгоняет по статье о несоответствии занимаемой должности. Более того, проверить легальность сертификата можно в электронном реестре, куда его заносит система профессиональной сертификации. Признанная профессиональным сообществом система профессиональной сертификации по определению не может занести в реестр непрофессионала. Иначе она потеряет доверие работодателя и востребованность на рынке квалифицированных профессионалов, то есть собственно бизнес. Процедуры сертификации в режиме подконтрольного on-line тестирования снижают коррупционную составляющую до максимального минимума.

По вопросам сертификации квалификаций обращаться в ТПП НТ
Тел.: 41-48-14 директор ЦДО Юрина Татьяна Станиславовна (каб.412).

УТВЕРЖДАЮ

Министр образования и науки
Российской Федерации
А.А. Фурсенко
31 июля 2009 года N АФ-317/03

Президент Российского союза
промышленников и
предпринимателей
А.Н.Шохин

1. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 3 Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования , утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1015 , и пунктом 5 Положения о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей "___" _______ 2009 года.

2. Положение разработано в целях:

формирования регламентов и организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (далее - оценка и сертификация квалификаций);

разработки единых процедур и контрольно-измерительных материалов для оценки и сертификации квалификаций, обеспечивающих получение достоверных результатов;

подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям, по мере их разработки и актуализации, выдачей сертификата подтверждения квалификации (далее - сертификат), являющегося формой общественно-профессионального признания уровня квалификации;

обобщения информации о качестве профессиональных стандартов и необходимости их актуализации;

подбора и подготовки экспертов, осуществляющих независимую оценку (далее - эксперты), ведения реестра результатов проведения оценки и сертификации квалификаций, учета лиц, её прошедших;

проведения мониторинга и контроля качества мероприятий по оценке и сертификации квалификаций.

3. Положение определяет порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций.

4. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется на основе принципов:

добровольности прохождения оценки и сертификации квалификаций;

защиты прав лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, при прохождении оценки и сертификации квалификаций;

доступности процедур оценки и сертификации квалификаций;

обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации квалификаций.

5. Оценка и сертификация квалификаций проводится в интересах:

лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, в том числе, выпускников общеобразовательных учреждений, студентов и выпускников образовательных учреждений профессионального образования, работающих граждан;

работодателей и их объединений, профессиональных сообществ;

центров занятости населения;

кадровых агентств;

образовательных учреждений;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов службы занятости населения;

федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях организации оценки и сертификации квалификаций создаётся общественно-государственный совет, определяются базовая организация, экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций, формируются апелляционные комиссии.

7. Общественно-государственный совет создаётся Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Общественно-государственный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, утверждаемым на его заседании.

8. Основными функциями Общественно-государственного совета являются:

определение и утверждение приоритетных направлений деятельности в области оценки и сертификации квалификации;

утверждение организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций, в том числе регулирующих функционирование и наделение полномочиями центров оценки и сертификации квалификаций, определяющих процедуры оценки и сертификации квалификаций и апелляции, порядок расчета тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций;

утверждение формы сертификата и срока его действия;

утверждение требований к экспертам;

взаимодействие с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций.

9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Общественно-государственного совета осуществляет базовая организация, определяемая Общественно-государственным советом.

10. Основными функциями базовой организации являются:

разработка проектов организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций;

аудит, координация и мониторинг деятельности экспертно-методических центров, центров оценки и сертификации квалификаций, апелляционных комиссий;

рассмотрение и подготовка решений по апелляционным вопросам;

ведение единой базы выданных сертификатов;

изготовление и учет сертификатов;

ведение регистра оценки и сертификации квалификаций, в т.ч. включающего информацию о центрах оценки и сертификации квалификаций, экспертах, профессиональных стандартах и контрольно-измерительных материалах.

11. Общественно-государственный совет определяет на конкурсной основе экспертно-методические центры.

12. Основными функциями экспертно-методического центра являются:

обучение экспертов;

формирование банка контрольно-измерительных материалов, организация их разработки, экспертизы и актуализации;

разработка методического обеспечения и консультационная поддержка деятельности центров оценки и сертификации квалификаций.

13. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется по заявлению соискателя центром оценки и сертификации квалификаций в порядке, определяемом Общественно-государственным советом.

14. Функциями центра оценки и сертификации квалификаций являются:

проведение оценки квалификации соискателя;

выдача сертификатов, публикация информации о выданных сертификатах в средствах массовой информации, в т.ч., в сети Интернет;

приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов;

подбор, организация подготовки и ведение реестра экспертов;

формирование апелляционных комиссий;

подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов;

подготовка предложений по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций;

консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции;

предоставление заявителям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;

представление в порядке, установленном Общественно-государственным советом, отчетов о своей деятельности в базовую организацию и другие заинтересованные организации.

15. Для решения спорных вопросов, возникающих при проведении оценки и сертификации квалификаций, при центрах оценки и сертификации квалификаций формируются апелляционные комиссии.

Порядок деятельности апелляционных комиссий и подачи апелляций определяется Общественно-государственным советом.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах

Название документа: Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах
Номер документа: АФ-317/03
Вид документа: Положение Минобрнауки России

Положение Российского союза промышленников и предпринимателей

Принявший орган: Минобрнауки России

Российский союз промышленников и предпринимателей

Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 31 июля 2009
Дата начала действия: 31 июля 2009
Зачем мне нужно сертифицировать свою квалификацию?

Сертификация профессиональных квалификаций позволяет проверить соответствие вашей реальной компетенции профстандарту по вашей профессии. Это документ, который повысит вашу стоимость как специалиста, и поможет вам построить карьеру.

Зачем мне подтверждать несколько квалификаций?

В случае, если ваша должность не полностью соответствует вашим текущим знаниям и навыкам, вы можете претендовать на то, что опыт, полученный вами в процессе работы, достаточен для успешной работы на другой должности. Например, вы работаете в должности бухгалтера, имеете соответствующее образование, проходили курсы повышения квалификации и т.д. Однако на работе вы также выполняете функции финансового директора, и за время работы вы уже набрались достаточно опыта, чтобы претендовать на эту должность. Но так как вы имеете бухгалтерское образование и множество "корочек" о том, что вы первоклассный бухгалтер, вас никто даже не будет рассматривать на должность финансового директора.

И здесь вам может помочь сертификация профессиональных квалификаций. Так как это документ, который подтвердит наличие у вас знаний и умений, соответствующих профстандарту финансового директора, и позволит вам претендовать на данную должность.

И это лишь один пример, в котором вы можете подтвердить свою квалификацию как бухгалтера, а также подтвердить полученые неформально знания и навыки финансового директора. Сертификат соответствия квалификации - это универсальный документ, который позволяет вам найти работу в соответствии со своими реальными знаниями и умениями.

Что такое сертификация профессиональных квалификаций? Чем сертификация отличается от оценки и аттестации персонала?

Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом.

Аттестация - процедура определения степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта; проведение аттестации регламентируется федеральными и отраслевыми нормативными актами (в сфере труда).

Оценка - любая деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для определения потребности в персонале на этапе календарного планирования; при отборе персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности; для определения потребности в повышении квалификации персонала, а также при аттестации персонала (сфера труда).

Чем отличается сертификация от диплома о профессиональном образовании?

Фундаментом сертификации служат профессиональные стандарты. Многие трудовые функции, требования к которым отражены в профессиональных стандартах, могут быть освоены только в процессе трудовой деятельности в рамках непрерывного обучения.

Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании - они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов.

Какие документы составляют нормативно-правовую базу сертификации профессиональных квалификаций в РФ?

Основные нормативные акты по формированию независимой системы оценки и сертификации квалификаций:

    Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. № 307-ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;

    Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1663-р;

    Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-318/02.

    Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03.

Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации:

    Руководство ИСО/МЭК 2 “Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности”.

    Руководство ИСО/МЭК 16 “Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов”.

    Руководство ИСО/МЭК 39 “Общие требования к приемке Органов контроля”.

    Руководство ИСО/МЭК 40 “Общие требования к приемке Органов по сертификации”.

    Руководство ИСО/МЭК 56 “Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества”.

    Стандарт ИСО 10011 (ч.1) “Общие руководящие указания по проверке систем качества.”

    Стандарт ИСО 8402-94 “Качество. Словарь”.

    ГОСТ Р 51000.9-97 (ЕМ 45013) “Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала”. .

    ГОСТ Р 40.101-95 “Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия”.

    EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала».

Иные документы:

    Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г.

    Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г.

    Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге

    Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. № ВП-П12-1763 от 27 марта 2012 г.

    Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

Документы, принятые Общественно-государственным советом:

    Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)

    Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)

    Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.)

Кто может пройти сертификацию квалификации?

Сертификацию квалификаций могут пройти граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Сертификацию квалификаций могут пройти работающие граждане, безработные, выпускники программ профессионального образования.

Как часто надо будет проходить процедуру сертификации для подтверждения квалификации? Или это «одноразовая» процедура?

Частота прохождения процедуры сертификации определяется для каждого вида трудовой деятельности и фиксируется в профессиональном стандарте. Процедура прохождения сертификации не может быть «одноразовой», так как развитие производства, появление новых технологий требует от работников овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что должно (может) быть подтверждено в ходе оценки и сертификации профессиональной квалификации.

Для начала предлагаю определиться с терминами, так как многие специалисты по управлению персоналом подменяют одно понятие другим. Итак, «сертификация» регламентирована в нашей стране Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно ст. 2 которого «сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Сертификация бывает обязательной, когда такие требования установлены законодательно (как правило, это сертификация определенных продуктов и услуг), и добровольной.

Если мы говорим о сертификации специалистов на соответствие каким-то профессиональным компетенциям, то это только добровольное прохождение процедуры в организации (органе), который ее осуществляет. Законодательной сертификации в нашей сфере «Управление персоналом» нет и законодательно она не требуется. Тем не менее, многие HR-специалисты такую сертификацию добровольно проходили. Самая распространенная сейчас это, наверное, сертификация, которую осуществлял Национальный Союз Кадровика. Что давал такой сертификат специалисту в области управления персоналом? Подтверждение квалификации работника Национальным Союзом кадровика.

Говорит ли этот сертификат, что человек компетентен в определенной сфере – не знаю, для этого необходимо понимать порядок, как осуществлялась такая сертификация. Возможно, в сфере HR есть еще и другие сертификаты, но мы сейчас не об этом. Наша задача разобрать, чем такая добровольная «сертификация» отличается от выстраиваемой в нашей стране «добровольной оценке квалификации», о которой с 2012 года говорит наш Президент.

Сейчас подготовлен к первым чтениям и прошел одобрение Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций». Согласно этому законопроекту в стране будет выстроена система оценки квалификаций, которая строится на основе разработанных профессиональных стандартов, выделенных квалификаций и прохождения процедуры оценки, которую будет определять отраслевой совет.

Чтобы пояснить это простым языком, надо сделать тут ряд пояснений.

Первое: с 2013 года у нас в стране разрабатываются профессиональные стандарты. Думаю, что это такое уже знают все HR-специалисты. Определение термина «профессиональные стандарты» содержится в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ, а реестр всех принятых стандартов ведет Министерство труда РФ на сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/

Орган, который курирует работу по профессиональным стандартам и независимой оценке квалификации, это Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (их сайт http://nspkrf.ru). В Национальном Совете создаются отраслевые советы, которые курируют эту работу по отраслям. Сейчас таких советов 23, один из которых – Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. С полным перечнем всех отраслевых Советов можно ознакомиться тут: http://nspkrf.ru/soveti.html

Что делают отраслевые советы в части оценки квалификации? Они курируют разработку отраслевых профессиональных стандартов, выделяют квалификации, разрабатывают оценочные средства, и именно отраслевые советы будут разрабатывать порядок оценки квалификации и давать аккредитацию центрам оценки квалификаций (ЦОК).

Выступление Министра труда Топилина по вопросу профессиональных стандартов, центров оценки квалификации и проекта этого закона можно посмотреть здесь: http://regnum.ru/news/economy/2104647.html, а также: http://www.rosmintrud.ru/labour/15/10.

Цитата с мартовского (24 марта 2016 года – ссылка на источник дана выше) выступления Министра: «Задача заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых прежде всего от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате. Пока это будет добровольный режим, потому что эту систему ещё нужно создавать и отработать».

Так что же изменится в работе специалистов по управлению персоналом с введением системы оценки независимой квалификации?

Первое: в компанию могут приходить устраиваться на работу соискатели, которые прошли независимую оценку в Центре оценки квалификации (ЦОК) и предъявляют при собеседовании свидетельство о квалификации. Значит ли это, что работодатель обязан взять именно кандидата, у которого будет такое свидетельство? Нет, конечно. Но при отказе в приеме на работу такому кандидату работодателю будет необходимо мотивировать свой отказ и это будет просто сложнее с учетом того, что отказ в связи с тем, что квалификация работника не соответствует требованиям должности (профессии), на которую претендует соискатель, может оспорить именно на том основании, что он свою квалификацию уже подтвердил в ЦОКе.

Второе: если работодатель проводит внутреннюю аттестацию, и работник не согласен с заключением аттестационной комиссии, то сам работник может обратиться в ЦОК, пройти там независимую оценку квалификации и на этом основании вступать в конфликт с работодателем для оспаривания решения внутренней квалификационной комиссии.

Также работники, скорее всего, будут обращаться в ЦОК и при возникновении различных конфликтных ситуаций с работодателем, при которых определение квалификации являлось обязательным для проведения процедуры, например, сокращения численности или штата (определение преимущественного права), для предложения переводов на вакантные позиции (в случаях установленных законодательно) и др.

Какие же преимущества может получить работодатель от внедрения системы независимой оценки квалификации?

В первую очередь, естественно, понимание квалификации работника и отсутствие необходимости оценивать ее внутри компании при трудоустройстве.

А также преимуществом может быть то, что появятся внешние компании, к которым и сам работодатель сможет обращаться для оценки не кандидатов, а уже работающих работников, ведь внутри каждой компании практически нереально создать объективную систему оценки, как минимум по причине отсутствия экспертов во всех сферах профессиональной деятельности.

Третье, например, понимая, что в отдельных случаях конфликтов с работниками не избежать, условно, при сокращении и при наличии одной вакантной должности на нескольких кандидатов, работодателю будет оптимальнее отправить сокращаемых работников именно в независимые центры оценки квалификации, чтобы самому не принимать решение, которое заведомо создает риски судебного конфликта. Понятно, что, так как система будет добровольной, работники также могут отказаться проходить такую оценку, но это тоже с определенной стороны характеризует работника. Главное, такой отказ задокументировать.

Прохождение такой оценки будет осуществляться на платной основе, где плательщиком будет тот, в чьих интересах проводится оценка. При этом сейчас вместе с законопроектом о независимой оценке квалификации планируется внести поправки и в Налоговый Кодекс РФ, чтобы расходы на такую оценку работодатель мог в дальнейшем относить на себестоимость.

А не станет ли эта независимая оценка очередной профанацией? Когда за деньги можно получить любой сертификат?

Порядок оценки в стране будет во всех ЦОКах единым и будет зависеть от того, на какую квалификацию (какого профессионального стандарта/стандартов проходит оценка. То есть не сам Центр оценки квалификаций разрабатывает процедуру оценки, а он получает ее от Отраслевого совета по профессиональным квалификациям. Поэтому такой порядок прохождения оценки на конкретную квалификацию будет единым для всех ЦОКов, и работа их будет строиться под контролем именно Совета. Совет по профессиональным квалификациям будет давать аккредитацию ЦОКам, контролировать их работу и в случаях нарушения порядка оценки лишать аккредитации.

А как будет работать эта система, мы узнаем уже в этом году. Сейчас уже минимум два отраслевых совета запускают работу по независимой оценке квалификации, к концу 2016 года их станет уже гораздо больше.