С точки зрения пассажира и «обыкновенного» человека профессия проводника вагона выглядит довольно примитивной: проверка билетов, уборка вагона, раздача и сбор постельного белья, включение-выключение титана, приготовление чая. Однако этот работник должен быть хозяином вагона во всех аспектах: от вывешивания номера вагона до оказания первой медицинской помощи пассажирам. Поэтому он должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Кроме того, проводник пассажирского вагона работает не только во время самой поездки, но и полностью готовит вагон к ней, а после сдает вагон «в целости и сохранности».

Места работы

Должность проводника имеется в «РЖД», международных железнодорожных транспортных или сервисно-транспортных компаниях.

История профессии

Данная профессия появилась относительно недавно — одновременно с появлением в 1829 году и последующим развитием железнодорожного пассажирского сообщения.

Обязанности проводника

В должностные обязанности проводника в пассажирском вагоне входит масса задач, мы перечислим только основные:

  • обслуживание пассажиров в пути (посадка-высадка, белье, билеты, таможенные декларации, документы, дополнительные услуги);
  • поддержание вагона в надлежащем состоянии (чистота, отопление, свет, вода, работа санузлов и т.д.);
  • оказание пассажирам первой медицинской помощи;
  • учет материальных ценностей и инвентаря, оформление документации;
  • отчетность перед начальником поезда.

Дополнительные функции есть у проводника последнего вагона — обеспечение безопасности при вынужденных остановках и контроль исправности хвостовых сигнальных фонарей.

Требования к проводнику

Основные требования к проводнику вагона в поезде выглядят примерно так:

  • профильное образование по специальности «проводник пассажирских вагонов»;
  • опыт работы (однако часто берут без опыта вторым проводником);
  • санитарная книжка.

На международных рейсах могут требовать знание иностранных языков.

Образец резюме проводника

Как стать проводником

Стать проводником достаточно просто — нужно пройти обучение в училище, колледже или техникуме по специальности «проводник пассажирских вагонов». Иногда достаточно закончить трехмесячные курсы. Если же вы заинтересованы в карьерном росте — например, до начальника поезда, то надо будет получить высшее образование и поработать на различных участках жд сообщения.

Зарплата проводника

Чтобы понять, сколько получают проводники надо сказать, что их заработок рассчитывается исходя из установленной правительством почасовой тарифной ставки, составляющей на сегодняшний день 57 рублей в час. С учетом того, что по правилам РЖД работник должен отдыхать не меньше, чем трудиться — т.е. потолок составляет 15 рабочих дней в месяц, зарплата тоже ограничена.

В результате средняя зарплата проводника вагона составляет в районе 18 000 рублей в месяц. Немного больше ставки разве что на международных рейсах и в фирменных поездах, которых не так много.

При этом где-то существуют премии за выполнение плана продаж, за выслугу лет, за направление, но ситуацию это особо не спасает.

Работа на железнодорожном транспорте для многих является привлекательной сферой. РЖД – стабильная компания, которая не замечена в задержках заработной платы. В студенческие годы многие пытаются устроиться туда проводниками, так как для этого достаточно лишь пройти курсы, тестирование и заполнить медицинскую книжку. В советское время проводники получали много, эта профессия относилась к престижным. Разберемся, как ситуация обстоит в наши дни.

Обязанности проводника

Зарплата проводника напрямую зависит от выполнения им профессиональных обязанностей. Если человек будет работать плохо, от ни о каких повышениях и надбавках не может быть и речи. Поэтому прежде чем мечтать о работе в РЖД, необходимо ознакомиться с профессиональными обязанностями проводников пассажирских вагонов:

  1. Контроль за соблюдением порядка в первую очередь заключается в том, чтобы не допустить пьянства. Определенный круг людей сразу после посадка в вагон начинают распивать спиртные напитки и мешать окружающим, такие случаи проводник должен пресекать. При необходимости можно обращаться к начальнику поезда, который сообщит на ближайшую станцию о дебоширах. На ней их заберет отряд полиции.
  2. Проверка билетов и документов. Важно вовремя заметить ошибку и найти тех, кто пытается уехать по чужим проездным документам или вовсе без них.
  3. Своевременно выдавать и собирать постельное белье.
  4. Продавать пассажирам чай, напитки, бакалейные товары.
  5. Убираться в вагоне, поддерживать чистоту.
  6. Следить за посадкой пассажиров на все станциях, сообщать о прибытии к конечному пункту.

Это лишь основные обязанности. В работе проводника, как и у каждой профессии, есть свои подводные камни. Прежде всего, он обязан находиться на посту даже ночью, своевременно разогревать титан, писать массу документации. После прибытия в конечный пункт готовить вагон к обратной отправке: полностью убирать его, сдавать постельное белье.

Отзывы работающих рассказывают, что иногда приходится готовить вагон по 6-8 часов, но они не учитываются при начислении зарплаты. Завершает каждый рейс согласование времени следующей смены.

Существенным недостатком этой работы является длительное отсутствие дома. В РЖД есть правило, что количество дней в пути равно количеству отдыха, то есть за месяц получается 15 рабочих смен. После рейса проводнику дается несколько выходных, чтобы отдохнуть, но летом их количество крайне мало. Сумма отработанных часов за месяц не должна быть ниже нормы. Переработки случаются в сезон, когда количество поездов увеличивается, а сотрудников принимают на работу крайне мало. Если вы выбрали для себя профессию проводника, стоит быть готовым к систематическим переработкам.

Сколько получает проводник

В середине 2018 года компания РЖД отчиталась, что средняя зарплата ее работников составляет 46 800 рублей. В планах руководства провести еще одну ее индексацию в 1-м квартале 2019 года. Могут ли проводники рассчитывать на такой оклад? Все зависит от обстоятельств и места работы. У проводника зарплата зависит от:

  • сезона;
  • дальности следования поезда
  • сложности пути;
  • количество отработанных дневных и ночных часов;
  • управления;
  • класса поезда.

Больше всего получают проводники, работающие на фирменных поездах. Если они относятся к управлению, которое располагается в Ставрополе, Санкт-Петербурге или Москве, то можно рассчитывать на больший оклад. Зарплата проводников из этих городов приближается к средней зарплате РЖД. В остальных управлениях зарплаты скромнее – средний оклад равен 22,5 тысячи рублей. Он не фиксированный, по рассказам самих проводников, можно получить от 17 до 34 тысяч.

Также для проводников существует план продаж, которому нужно придерживаться. Если он не выполнен, то придется доплачивать из собственного кармана. При выполнении плана во всех вагонах, бригада получает дополнительные 15% премии. Также важны результаты ревизии, которая проводится по пути следования. Если контролерами найдены ошибки, то премии сотрудника лишают. Часть зарплаты также могут вычесть за потерянное постельное белье.

Дополнительные бонусы

В РЖД многих привлекает соцпакет. В этой компании есть профсоюз, который тщательно следит за правами работников и старается добиться для них большого списка льгот – от медицинского обслуживания в специальных поликлиниках до прибавки к пенсии. У проводников есть возможность:

  • бесплатного проезда на железнодорожном транспорте;
  • материальная помощь при отправке в отпуск;
  • оплачиваемый отпуск молодоженам и молодым родителям (длительностью до 5 дней, чтобы отпраздновать радостное событие);
  • дополнительное разовое пособие по рождению ребенка;
  • ежемесячная доплата к пособию матерям до 3-х лет (помогающая достичь среднего дохода);
  • дополнительное пособие, если ребенок в семье не один;
  • при увольнении по инициативе РЖД выплачивается компенсация, размер которой зависит от причин расторжения трудового контракта.

Каждый раз отправляясь в командировку, в путешествие, в гости к родственникам или друзьям, мы пользуемся услугами компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Одной из самых популярных является компания РЖД, поскольку именно путешествия поездом - наиболее бюджетный вариант. Такие поездки обычно долговременные и занимают несколько дней, но сколько романтики в каждой из них!

В пути следования пассажиров обязательно сопровождают проводники, на которых, вопреки мнению многих людей, лежит огромная ответственность за каждого, кто едет в вагоне. Однако в этой профессии есть и множество плюсов. Reconomica поговорила с бывалой проводницей пассажирского вагона и в данной статье рассказывает историю Стеллы, которая в подробностях описала весь свой путь в профессии от начала и до нынешнего дня.

Профессия ППВ

Здравствуйте, меня зовут Ивасюк Стелла Семеновна, мне 28 лет, я проводник пассажирского вагона. Мое место работы - пассажирское вагонное депо г. Хабаровска, ЛВЧД -1. Мой стаж работы - 5 лет.

Проводник пассажирского вагона - очень ответственная и сложная профессия. Она заключает в себе целую комбинацию навыков. Я должна быть человеком коммуникабельным, бдительным на протяжении пути и, ко всему прочему, тонким психологом, умеющим найти общий язык с разными категориями людей.

Обычному пассажиру зачастую кажется, что наше дело маленькое - проверить билет, принести постель и предложить горячего чая. Но на деле в обязанности проводника входит и масса других забот помимо общепринятой обслуги.

На протяжении всего пути следования нужно слушать свой вагон, каждую колесную пару, чтобы вовремя выявить ползун или скол; следить за электрооборудованием и водоснабжением; своевременно греть титан и следить за уровнем воды в нем; заполнять поездной журнал и не допускать проезда станции пассажиром; нести ответственность за срыв стоп-крана и быть готовой в любой момент стать сигналистом во время экстренной остановки поезда.

Хабаровск.

Маленький старт большого пути

Для тех, кто желает надеть железнодорожную униформу, я бы хотела посоветовать взглянуть внутрь самого себя и понять: смогли бы вы убирать отходы жизнедеятельности недобросовестных граждан (происходит масса различных случаев)? Готовы ли сдержать эмоции во время неадекватного поведения пассажира? Нашли бы улыбку в ответ на хамское обращение?

Не так сложна сама профессия, как трудности, которые доставляют люди.

И если вы все же готовы вступить в ряды «колесящих страну», то дело осталось за малым. Обучение не требует огромных затрат, времени и сил. Я прошла курсы ППВ в государственном университете путей сообщения (ДВГУПС ) за 3 месяца. В России очень много железнодорожных техникумов, которые предоставляют такой вид обучения на платной основе. В общей сложности вышло не более 30 тысяч рублей.

Знания, конечно, тоже были втрамбованы в голову экспресс-методом. Учить нужно было огромное количество материала, начиная основными положениями, строением вагона (неисправности, экипировка, электрооборудование, система отопления) и заканчивая приличным списком различных огнетушителей и поездной документации.

Колесные пары обязательны к изучению.

Устраиваемся на железную дорогу

Трудоустроиться по специальности - не самая простая задача. Несмотря на огромную текучку кадров в данном направлении, работодатель не стремится брать людей без опыта работы.

Поэтому маленький совет для тех, кто все же выбрал эту колею: акцентируйте внимание во время выбора курсов ППВ на том, чтобы было предусмотрено последующее трудоустройство.

Данное условие дает гарантию того, что после окончания обучения и сдачи всех экзаменов вам будет предоставлено рабочее место. Но, как правило, без маленького «но» не обойтись. Медицинская комиссия - корень зла и браковки персонала. Медработники железнодорожных больниц - очень большие юмористы, любящие устраивать различные квесты и пробежки с одного этажа на другой. Вы должны быть готовы открыть для них каждый уголок своего тела, души и мозга, как правило, не по одному разу.

Хочу еще добавить, что все затраты на медкомиссию будут вам возвращены в короткие сроки. Что касается денежных отношений, здесь железной дороге надо отдать должное. За пять лет работы с задержкой в выплате зарплаты я не столкнулась.

Рейс

Перед отправкой в длинный путь проводнику нужно принять смену. Вместе со сдающей бригадой я и мой напарник должны пересчитать весь инвентарь. Количество матрацев и подушек, ведер, веников, совков, а также проверить наличие всех стаканов, подстаканников и ложек; осмотреть котельное отделение и систему водоснабжения; принять чайную продукцию по накладной и гору мешков с чистым постельным бельем; убедиться в наличии всей поездной документации и сигнального инвентаря (флажки, фонарики, петарды); проверить пломбы на целостность; снабдить вагон углем и водой. Все это необходимо успеть за определенное количество времени перед отправкой состава на вокзал.

К началу посадки пассажиров нужно привести свой внешний вид в порядок и одеться в соответствующую униформу.

В пути следования, по просторам России доводилось многое увидеть и пережить. Самое частое, с чем приходилось сталкиваться - пьяный дебош. Я как проводник плацкартного вагона на такие концерты насмотрелась вдоволь. Радует, что большая часть пассажиров все же нормальные, доброжелательные люди. В разных городах нашей страны, благодаря профессии, появились знакомые и друзья.

Передышка перед посадкой.

Отрицательные моменты

Бывали в практике и достаточно печальные случаи, например, суицид. Некоторые граждане, следуя примеру Анны Карениной , создают массу проблем. После экстренной остановки поезда мне как проводнику хвостового вагона приходится идти за километр для установки сигнальных петард на рельсы. В зимнее время года это не самое лучшее занятие. К тому же задержка поезда приводит к возмущению пассажиров и огромной потере средств за каждую минуту простоя. Так же в вагонах старого типа в зимний период есть наболевшая проблема - туалет. Вооружившись грелкой с кипятком и ломом, я, дрожа от холода, отбиваю и отогреваю гениальное изобретение почти на каждой крупной станции замерзшей страны. И это далеко не все «прелести» нашей работы.

На железной дороге на каждого рабочего приходится пять начальников, и каждый тянет одеяло на себя. За время поездки только в один конец уважаемые ревизоры посещают не менее четырех раз.

Зарплата

Самый приятный момент в любой работе. Железная дорога достойно оплачивает труд и не имеет привычки задерживать своевременные выплаты. Средний доход проводника колеблется в районе 25 тысяч. Очень многое зависит от сезона и количества отработанных часов. Так же имеет значение, в какое время суток вы были на смене. Ночные часы оплачиваются дороже. Мы с напарником разделили сутки в равных частях: с 3 ночи до 15 дня - моя смена.

В зависимости от района трудоустройства доплачиваются северные надбавки. Еще очень важную роль играют ревизоры: найденные ими недочеты отрицательно влияют на зарплату. Пропавший инвентарь тоже будет вычтен из вашей суммы.

Но на все минусы найдутся и плюсы. В РЖД предусмотрен полный соц пакет, дополнительные выплаты при рождении ребенка и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, а также раз в год предоставляется бесплатная поездка по России для всей семьи.

Перспективы

При желании работать и продвигаться по карьерной лестнице, у вас есть хорошие шансы стать начальником поезда. Высшее образование и работа на разных участках ЖД сообщения - достаточные составляющие для роста.

В среднем достаточно 5 лет, чтобы покинуть рабочее купе и переселиться в штабной вагон.

Зарплата так же получает повышение, как и список новых обязанностей.

Романтика или мучение

В целом, конечно, работа имеет как свои минусы, так и плюсы. Я считаю неплохим бонусом возможность посмотреть свою страну, обширность лесов и рек, величие городов и разнообразие вокзалов, встретить интересных людей и просто окунуться в систему РЖД .

Каждый сам выбирает, что ему по душе. Как по мне, проводник пассажирского вагона - не профессия мечты. Сложность и постоянный стресс, частое отсутствие дома и, как результат, - отсутствие семьи. Все это не лучшим образом сказывается на здоровье и психическом равновесии. Но если вы противоположный моему типу человек, способный находить выход из разных ситуаций, получающий удовольствие от внезапных приключений, то это ваш путь. Смело запрыгивайте в вагон и без сожаления двигайтесь только вперед.

Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника пассажирского вагона. Должностные обязанности сотрудника не сводятся к проверке билетов, раздаче постельного белья, разносу чая. Специалист должен обладать рядом навыков, чтобы обеспечить пассажирам комфортную поездку, соблюсти при этом все правила техники безопасности, снизить риски создания экстренных ситуаций. Для работы на железнодорожном транспорте необходимо получить профильное образование.

Мало кто знает, что представители профессии обладают рядом привлекательных льгот, неплохо зарабатывают, имеют шансы на карьерный рост.

Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте. Его трудовой день начинается задолго до отправления состава. Специалист должен посещать планерки и инструктажи, проверять обстановку во вверенном ему вагоне или в поезде, проверять наличие расходных материалов, вовремя обновлять запасы. Иногда работнику требуется осмотреть вагон на предмет наличия неполадок, вызвать бригаду для их устранения.

Примерная должностная инструкция для РЖД проводников на время движения состава выглядит так:

  • проверка билетов, размещение пассажиров в соответствии с местами;
  • обеспечение людей постельным бельем, водой, чаем, другими положенными им вещами;
  • организация высадки-посадки клиентов на промежуточных станциях, донесение информации до пассажиров о приближении к нужной станции, времени стоянки;
  • обеспечение бесперебойной работы электричества, туалета, отопления, связи с машинистом или полицией;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • обеспечение чистоты вагона, влажная или сухая уборка;
  • организация обучения стажеров, повышение квалификации неопытных сотрудников;
  • у проводника поезда международного следования есть дополнительные обязанности – обеспечение пассажиров таможенными декларациями или дорожными ведомостями, оказание помощи в их заполнении.

Через смотрителей вагонов осуществляется связь между пассажирами и полицией либо машинистом. Сотрудник железной дороги должен следить за порядком в своем вагоне, при необходимости улаживать происшествия или конфликты, объяснять клиентам причины отклонения состава от времени графика.

Требования к знаниям, личным качествам

Специалисты профиля предупреждают – мало выучиться на проводника, еще надо понимать специфику работы, осознавать уровень ответственности. Чтобы начать карьеру необходимо получить профильное образование, пройти стажировку под контролем опытного сотрудника. После этого молодого специалиста допускают к самостоятельной работе.

Проводник пассажирских вагонов должен обладать такими качествами:

  • пунктуальность, организованность, аккуратность;
  • умение правильно общаться с людьми, быстро находить с ними общий язык;
  • навыки работы в команде и самостоятельного выполнения поставленных задач без чьего-либо контроля;
  • физическая выносливость, отсутствие проблем со здоровьем;
  • способность быстро реагировать на изменившиеся условия, принимать адекватные решения, обрабатывать новую информацию;
  • стрессоустойчивость – во время поездок приходится работать с разными людьми, решать неожиданные проблемы.

Дипломированный проводник вагона, соответствующий этим требованиям, может рассчитывать на хорошую должность в РЖД, коммерческих или государственных структурах, метрополитене. При наличии амбиций он способен быстро добиться повышения, занять ответственную должность, перейти на работу в престижную компанию или министерство.

Плюсы и минусы направления

В России железнодорожная сеть хорошо развита, что является залогом востребованности проводников. Выпускник учебного заведения без труда найдет работу по специальности. При наличии желания молодой или опытный сотрудник способен продвинуться по карьерной лестнице, а заработная плата работника во многом зависит от него самого.

Вот еще несколько поводов отучиться на проводника:

  • нет особых требований к возрасту работника при наличии у него крепкого здоровья;
  • профессии проводника учат в средне-специальных учебных заведения, на курсах, в профильных школах – это существенно сокращает сроки профессиональной подготовки;
  • при наличии опыта есть возможность приступить к выполнению международных рейсов – это совсем другой уровень оплаты труда, зарубежные поездки, карьерные перспективы;
  • проводник поезда с внушительным опытом работы может рассчитывать на различные льготы, бонусы, прибавку к пенсии;
  • есть возможность самостоятельно формировать трудовой график.

Главным минусом направления считается его негативное влияние на здоровья человека. Во время поездок приходится общаться с массой людей, что чревато инфекционными заболеваниями, стрессами. Нахождение в постоянно вибрирующем составе тоже сказывается на теле не самым благоприятным образом. Не всем людям нравится система формирования зарплаты проводников. Уровень дохода зависит от количества рейсов, поэтому ездить приходится немало.

Как стать проводником

Получение базового образования по направлению «проводник пассажирских поездов» является лишь первым шагом к освоению профессии. За этим следует стажировка под контролем опытных сотрудников. Когда работник начинает трудиться самостоятельно он изначально попадает на обслуживание местных рейсов. По мере набора опыта или повышения квалификации проводник может рассчитывать на место в поездах дальнего следования, фирменных или международных составах. Люди с высшим образованием по направлению менеджмента со временем способны претендовать на должности начальника поезда, старшего смены, директора вокзала.

Где и сколько учиться

К получению профессии можно приступить после 9-го или 11-го класса. В первом случае на это уйдет не более 4 лет, во втором – менее 3 лет. С этими целями следует поступать в профильные техникумы, колледжи, училища. Российские железные дороги предлагают курсы по данному направлению, семинары для повышения квалификации. При наличии у человека высшего образования достаточно пройти специальную профессиональную переподготовку.

Зарплата сотрудника и перспективы

На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.

Специфика начисления зарплаты

Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей. Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы.

Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.

Бонусы и льготы

Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.

Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.

Подробности Обновлено: 04.11.2019 10:26 Опубликовано: 08.05.2017 18:25

Проводник поезда – это сотрудник железной дороги, обслуживающий пассажирский вагон.

Он следит за чистотой, работает с пассажирами и с техническим оборудованием: вентиляцией, отоплением, электро- и водоснабжением.

На сегодняшний день устроится проводником достаточно просто. Можно работать как на местных рейсах (в пути менее суток), так и на рейсах дальнего следования (в пути более 24 часов).

Профессия сложная как физически, так и психологически, поэтому многие увольняются, не выдерживая нагрузки.

История профессии

Профессия проводник поезда возникла одновременно с пассажирским железнодорожным сообщением. Людям этой специальности предписывалось рассаживать пассажиров, проверять билеты.

В СССР работа проводником поезда пользовалась популярностью. Одних она привлекала возможностью попутешествовать, увидеть разные уголки страны, других – шансом заработать.

Сейчас, как и раньше, она притягивает многих налетом романтизма и возможностью ежедневно получать новые впечатления.

Особенности профессии

Профессия проводник поезда относится к востребованным. Устроиться на должность может как студент, так и человек пенсионного возраста, главное, чтобы это позволяло состояние здоровья.

Проводники, как и другие железнодорожники, имеют право на бесплатный проезд в ж/д транспорте, отдых в санатории и другие льготы. Эта работа достаточно сложная, ведь смена может длиться несколько дней, спать приходится немного и урывками, жить в крошечном помещении с напарником, условия работы не самые лучшие, а ответственность большая. Кроме того, в пути приходится сталкиваться с самыми разными людьми. Еще один минус работы проводником поезда – долгое отсутствие дома, нередко приходится пропускать праздники в кругу семьи.

Обязанности

Задолго до того, как пассажиры начнут заходить в поезд, проводники начинают свою работу. Они участвуют в планерках, получают продукты, постельное белье и прочее, убирают вагон.

В пути проводник следит за размещением пассажиров, обеспечивает их бельем, чаем, кондитерскими изделиями, информирует о прибытии на станции, по графику производит уборку вагона, контролирует работу вентиляции, электрооборудования, освещения, отопления, если потребуется, оказывает первую медицинскую помощь, помогает пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. Также в обязанности проводника входит следить за поведением пассажиров, соблюдением правил.

В случае нарушения общественного порядка производится высадка на ближайшей станции или вызов полицейских, которые находятся в поезде.

Важные качества

Проводник поезда – это физически крепкий и здоровый человек, умеющий работать как в команде, так и самостоятельно, способный быстро принимать взвешенные решения в стрессовой ситуации, анализировать и систематизировать информацию.

Также для проводника важны:

  • пунктуальность;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • организованность;
  • быстрая реакция;
  • внимательность;
  • четкая речь;
  • трудолюбие.

Очень важно уметь сохранять спокойствие в случае конфликтов и находить общий язык с разными людьми.

Навыки и знания

Проводнику требуется знать основы строения вагона и экипировку, разбираться в системе отопления и электрооборудовании, средствах пожаротушения. Кроме того, ему необходимо уметь работать с документами, заполнять таможенные декларации. Нелишними будут знания в области психологии и конфликтологии. На международных рейсах требуется владеть иностранным языком.