Сирин, Алконост, Гамаюн - птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире - 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском - 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) - человекоконь, стреляющий из лука, Грифон - крылатый лев с головой орла, Дракон - крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком - это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) - близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах - воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв - нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре - большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены - морские девы необыкновенной красоты - входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и . Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) - в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов - одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев - Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце - сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на , предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой - признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево - скорее всего, это знакомое многим выражение - «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц - Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Птица гамаюн

Гамаю́н - по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова - «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Картина Васнецова

Первоначально - из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии - сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы - «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн - птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…

Просмотры: 6 331

ПТИЦЫ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ Птицы всегда занимали особое место у славян. Давайте вспомним один из мифов об происхождении Земли. "...И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – священные дубы, державшиеся на силе божией. Из желудей священных небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи. Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов – строили гнездо-землю." Утка упоминается и в сказках о Кощее Бессмертном. Именно она запрятана в зайце, а в ней уже спрятано яйцо. Мировая уточка. Марина Полякова. Холст Мировая уточка. Навершие. 4-6 вв.н.э. Почему же утке отдана такая роль в сотворении мира? Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды. В бассейне верхнего течения реки Кама было найдено навершие с изображением Мировой уточки. Находка датируется 4-6 веками н.э. Предполагается, что оно было либо навершием жреческого посоха, либо частью головного убора, например, кички. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что "уточки" чаще всего находят парами. В любом случае это украшение с ритуальным значением. С уточкой ассоциируют Макошь. Культ утки-Макоши просуществовал до сегодняшних дней, о чём говорят разные ритуальные предметы славян, которые можно видеть и в наши дни. Правда, про то, что они ритуальные, сейчас по большей части позабыто. Теперь неудивительно, что птица в мифологии славян играла большую роль, и образы птиц, дошедших из глубины веков, разнообразны. Это ещё объясняется и большими территориями, которые заселяли славянские народы. Стратим В "Голубиной книге" есть такие строки: ...Которая птица всем птицам мати? А Стратим-птица всем птицам мати. А живёт она на Океане-море, А вьёт гнездо на белом камене. Как набегут гости-корабельщики А на то гнездо Стратим-птицы И на её на детушек на маленьких. Стратим-птица вострепенётся, Океан-море восколыблется, Как бы быстрые реки разливалися. Топит он корабли гостинные, Топит многие червлёные корабли С товарами драгоценными! В разных переводах эту птицу называют по-разному: Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песнях птицы Гамаюн», созданных намного раньше. Стратим О гигантской птице повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"». Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. «...живёт она на море-океане, и когда кричит, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведёт она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса». В этом смысле Стратим подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она за то, что герой спасает и милует её птенцов, помогает выбраться ему на волю. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Повелителем Стратим-птицы является Стрибог - Верховный бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю, может оборачиваться своим помощником. Вещая птица Гамаюн На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых, Она вещает и поёт, Не в силах крыл поднять смятённых… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запёкшиеся кровью!.. Эти поэтические строки Александр Блок посвятил птице Гамаюн. Вещая птица, посланник богов и их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное. Все песни птицы Гамаюн, которые она пела людям, собраны в одной книге, где повествуется о сотворении мира и рождении богов. "Заветные песни птицы Гамаюн" - так называется эта книга. Каждая часть книги называется "клубком". По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Слово « гамаюн » происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). А вот две птицы славянского рая - Алконост и Сирин. Название птицы Сирин даже созвучно названию рая - Ирий. Райская птица Алконост Подпись под лубочной картиной, на которой изображена птица Алконост, гласит: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». По легенде, Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). 7 дней яйца лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. И в это время на море наблюдается штиль. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия яиц, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под потолком в церкви, как символ целостности и единения всего приходящего сюда народа. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Удивительно, как переплетаются славянская и древнегреческая мифологии. Алконост имел и другое название - Алкион. В древнегреческой мифологии есть миф об Алкионе, дочери бога ветров Эола, жене фессалийского царя Кеика, сына бога утренней звезды Эосфора. Как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», Кеик трагически погиб в бушующем море. Алкиона ждала Кеика на вершине утёса. Когда же к утёсу прибило волной тело её погибшего мужа, Алкиона бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили Алкиону в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными. Греки считали, что когда Алкиона высиживает яйца, на Ионическом и отчасти Эгейском морях устанавливается в течение двух недель затишье (неделя до и неделя после зимнего солнцестояния), так как отец Алкионы Эол, бог ветров, удерживает в это время подвластные ему ветры. Об этом Овидий так пишет в «Метаморфозах»: Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря. По морю путь безопасен тогда: сторожит свои ветры, Не выпуская, Эол, предоставивши море внучатам. Дни затишья на море, когда Алкиона-зимородок выводила своих птенцов, греки называли «алкионины, или зимородковы дни». В древнерусском языке они назывались алкионитские или алконостские. Райская птица Сирин Не менее интересна история птицы Сирин - неизменный спутник Алконоста. Как утверждается, она ведёт своё происхождение от греческих сирен. А может сирены от неё? Или это две ветви одного и того же факта? В древнегреческой мифологии сирены – это птицы с женскими головами. «Сладкоголосие» сирен подтверждают имена некоторых из них: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Пейсиноя (Льстящая), Молпе (Певучая). По одной из легенд, сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, сирены поселились на пустынном острове, чтобы мстить роду человеческому. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их. Скалы острова сирен были усеяны костями и высохшей кожей их жертв. Гомер в «Одиссее» рассказывает, что Одиссей, желая услышать пение сирен и остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя велел привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердце усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав, Знаем мы всё, что случилось в троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится. Райская птица Сирин Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась "сиринъ". Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников: «Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати». В XVII–XVIII вв. Сирин вместе с Алконостом были причислены к числу райских птиц. Пение птицы Сирин служило обозначением божественного слова, входящего в человеческую душу, а на лубках она изображалась очень похожим на Алконоста, только Сирин не имел рук, а вокруг его головы часто можно видеть нимб вместо короны. По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. История Сирин другая, нежели у Алконоста. Обитает птица в самом раю. Глас её в пении зело красен, ибо возвещает неземные радости. Временами она спускается на землю. Однако, если то пение услышит живой человек, "таковый от жития может отлучиться". Последнее свойство Сирин, равно как и Алконоста, сильно озадачило русского человека, ценившего превыше всего силу, мужество, благородство и воспевавшего их в песнях, былинах, сказках. Образ Сирина народному художнику оказался чем-то ближе, поэтому именно его стал он исправлять по своему вкусу. Судя по одной из легенд, сделать это оказалось несложно: стоило лишь, как только птица спустится на землю и начнёт петь, поднять шум да ещё пострелять из пушки. Сирин замолчит и улетит в своё жилище. Как раз этот сюжет и изображён на картине (её можно увеличить с помощью волшебной мышки у вас в руках и подробнее рассмотреть). В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения. Птицы радости и печали Райские птицы Сирин и Алконост стали персонажами известной картины В.М. Васнецова «Песни радости и печали», вдохновившей юного Александра Блока на раннее его стихотворение «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», датированное 23-25 февраля 1899 г. Сирин и у Васнецова, и у Блока становится символом радости, нездешнего счастья. Вот как описывает эту райскую птицу молодой поэт: Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти тёмных сил: Другая – вся печалью мощной Истощена, изнурена... Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна... Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над её ветвистым троном Нависло чёрное крыло. Надо сказать, что ни радостный, счастливый Сирин, ни тем более истощённый печалью Алконост не находят соответствий в истории связанных с этими птицами преданий. На лубках XVII–XVIII вв. птицы Сирин и Алконост изображались обе жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и вряд ли могли рассматриваться как символы радости и печали. Дуализм и Васнецова, и Блока – это, конечно, уже явления Нового времени, приметы грозовых зарниц истории, озарявших горизонт грядущего страшного XX в. Художник и поэт на рубеже веков сотворили свой новый миф, отражавший новое понимание сути мира человеком уходящего золотого века русской культуры. ВСТУПАЙ -> ДОРОГА ДОМОЙ - славяне|традиция|язычество После разговора о всей этой путанице, которая постигла Алконост и Сирин, давайте ещё раз обратимся к их лубочным изображениям. Видите, там птицы изображены с коронами или нимбом - признаком святости в христианстве. То есть, это картины уже христианского периода Руси. Как мы знаем, христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распространённым персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили языческих птиц, одна из которых точно была Мировой уточкой, а вот в качестве второй называют птицу-Солнце, о которой сведений практически не сохранилось. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. Рассмотрим теперь другую группу птиц в славянской мифологии. К ней относятся птицы–сказочные персонажи, а именно Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевну-Лебедь. Из сказочных птиц Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица олицетворяла, скорее всего, огонь, свет, солнце. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Ну и ещё одна группа птиц в славянской мифологии. Они не имеют чего-то необычного в своём облике, но наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

УТКА считается птицей Рода и воплощением Макоши. Мировая Уточка, породившая Мир. Она подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь. Именно она снесла два яйца – Явь и Навь, воплощение добра и зла, жизни и смерти. И она же снесла волшебные железные и золотые яйца, из которых вылупились птицы: Матерь Сва, Орел, Алконост, Стратим, Гамаюн, Финист, Рарог, Ворон, Обида, Грифон, Могол, Сирин.
Утка изображена на гербах многих поселений России.

СТРАТИМ - воплощение Стрибога. Также его ездовая птица. Она же Строфиль и Строфилиус. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой.
Живёт на море-океане. Считается, что Стратим всем птицам мать. Её крик вызывает на море бурю. Когда Стратим взлетает, вздымаются огромные валы, способные потопить корабли, разверзаются глубочайшие бездны, и смывает с берегов города и леса. Сохранилось загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Птица Матерь Сва

МАТЕРЬ СВА - птица, ипостась Лады, Великой Небесной Матери. Посланница Бога Вышня. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Покровительница Руси. Слава. Дух реки Славы (Волго-Дона). Часто принимает образ Гамаюн. В Индии она птица Матаришван. Изображалась в защитной броне, с крылом в виде щита. Её сила заключена в магическом слове, которым она вдохновляет воинов и сама набрасывается на врага, бьет крыльями и разит клювом.
"Птица Матерь Сва...это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание". (С)

ОРЁЛ - птица Перуна Громовержца, его ипостась. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Именно Орёл в сказаниях многих народов сопровождает Громовержца. Перун может превращаться в Орла, может летать на нём, посылать его с различными поручениями. Орёл широко распространён в геральдике.

ГАМАЮН - птица вещая, посланница Велеса, Крышня, Коляды и Даждьбога. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Лик у Гамаюн женский, тело птичье. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, Богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Она поёт людям божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Слово «гамаюнить» значит баюкать. По древнему поверью крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Есть мнение, что Гамаюн и Гаруда одна и та же птица.
Гамаюн изображена на многих гербах поселений России.

РАРОГ - огненный сокол, воплощение Семаргла. Рарог, по пpеданию, может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог имеет вид хищной птицы с искрящимся телом, пламенеющими перьями, сиянием, и огненным вихрем, вырывающимся из клюва.

ОБИДА - чёрный Лебедь, птицедева печали, обиды. Рождена Навью. Купается в облаках и плещется в синем океане. Всегда противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых Богов. Она очень воинственна и находится в свите птиц, сопровождающих Магуру. Борется с врагами Руси. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Изображена на гербе г. Еманжелинска Челябинской области.

МОГОЛ (она же - Магур или Магура, Могуль в сказках) - Могучая птица Индры, его воплощение. Рождена Навью. Упоминается в «Велесовой книге». От её имени образовано слово «могила». Когда Магура рычит по-звериному, свистит по-змеиному, все травы-муравы уплетаются, лазоревы цветочки осыпаются, а темные леса к земле приклоняются.
Птица Магура очень воинственна, всегда присутствует на поле битвы. Она сродни Валькирии. Магура осеняет павшего героя широкими крыльями, касается губами его холодных уст и даёт выпить убитому сначала глоток мёртвой воды из серебряной чаши, а затем глоток живой воды из золотой чаши. Воин, отведавший живой воды от Магуры, получает вечное безсмертие и отправляется в Ирий.

ВОРОН (не путать с вороной и грачом) - один из творцов мира, сотворил овраги, ущелья. Родился из железного яйца, снесённого Мировой Уточкой. Ворон воплощение Чёрного Змея, в то же время птица Вещая, верный спутник Бога Варуны. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия и сообщает о том, каких высот они достигли в своем развитии. Ворон хранитель живой и мёртвой воды. У Одина есть два Ворона шпиона: Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.
Ворон есть в геральдике викингов и в германской геральдике.

ГРИФОН или НОГАЙ - наполовину лев, наполовину орёл. Рождена Навью. Вьет гнездо на двенадцати дубах. Преграждает путь к Рипейским горам, охраняет золото Ирия, яблони с золотыми яблоками, способен отыскивать и тайно хранить золото. Грифон стережёт проход в Пекело. От его крика вянут цветы, трава, и все падают замертво.
Грифон был одним из основных символов Великой Тартарии.

Жар-птица

ЖАР-ПТИЦА - в славянских сказках чудесная птица, которая живёт в тридесятом царстве. Жар-птица золотая, питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и безсмертие. Когда она поёт, из ее раскрытого клюва вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.

ФИНИСТ - сокол Бога Волха и Ярилы. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Птица-воин, защитник Руси, страж границ, способный отличить правду от лжи. Волшебное перо Финиста обладает чудесными свойствами, в том числе устраняет на пути все преграды. Греческое имя Феникс - это искаженное русское Финист.

Алконост

АЛКОНОСТ - птица Зари, воплощение Хорса и Крышня. Полуптица, полуженщина. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Управляет ветрами и погодой. Держит в руках лотос. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Зла от неё людям нет.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной Богами в зимородка.

СИРИН - тёмная птица, посланница тёмных сил, рождена Навью. Сирин полуженщина несравненной красоты, полуптица. Живёт в Ирии. На землю спускается, чтобы вывести птенцов. Сирин знает ответ на любой вопрос и может исполнить любое желание. Но кто услышит её голос, забывает всё на свете и умирает.
Сирин изображена на гербе г. Пучеж Ивановской области.

Птица Див

ПТИЦА ДИВ – воплощение бога Дыя.
Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он старался предупредить людей об опасности, но часто оставался неуслышанным и непонятым, поэтому его пророчества никому не приносили удачи и счастья.

«В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто был обречен на поражение, и клики его чудились погребальным плачем, последним прощанием с жизнью, с белым светом...» (С)
"Слово о полку Игореве":
«Див кличет вверху дерева...» (С)

Кукушка

КУКУШКА – сакральная птица Живы, богини жизни, и Числобога.

Она в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных сроках и их грехах. Кроме того, кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами. Именно она приносит родным весть с того света.

«По русским поверьям, кукушка и сизая галочка хранят у себя райские ключи или ключи от Вырия; с их прилетом пробужденный Перун отпирает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя». (с) Вырий по представлениям древних находился на земле, а не на небе.

Раньше на Руси вдова сравнивалась с кукушкой.

С кукушкой связано много примет:
Например, начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.
Или, если к 12 июля кукушка не перестанет куковать и рожь силой не нальется, будет неурожайный год.

В сказке о Царевне - лягушке Василиса оборачивается серой кукушкой, и её уносит вихрь.

Текст составлен методом компиляции.

Каждый из нас еще с детства помнит ощущение полета, так как во сне все его совершали. А потом мы на протяжении всей жизни вспоминаем его, так как этого ощущения всем не хватает, и мысленно завидуем всем птицам. Эти существа воспринимаются нами как загадочные и наделенные мистическими способностями, которые приносят счастье и могут предсказать будущее.

В мифологии славян птица имеет значимое место. Божество по имени Род, которое является верховным и началом всех начал, на земле воплощался в серую уточку, которая исполняла функцию его символа и была носителем его же силы. Именно от этой уточки и появились два яйца – Явь и Навь, которые воплощали добро и зло, жизнь и смерть.

К нам дошли разные образы птиц. Это обуславливается масштабностью территории, которую занимали славянские народы. Но всех птиц, что были наделены народом разными качествами, можно поделить на три группы. В первую стоит засчитать таких мистических существ, как полуптицы-полулюди, что обладают пророческим даром и способны принести человеку радость или горе, счастье или беду. К ним можно отнести таких как: Гамаюн, Алконост, Сирим, Стратим и Феникс.

Гамаюн

Это птица, что была посланницей богов и пела для людей гимны богов. Этим она провозвещала будущее всем, кто мог услышать тайное. В старинном издании «Книга, глаголемая Козмография» есть карта, на которой находится изображение круглой равнины земли, что вокруг омывается рекою-океаном. На востоке можно увидеть остров Макарийский, что находится первым от востока солнца, возле рая, поэтому и говорят, что на этот остров прилетают райские птицы Гамаюн и Феникс. Известно, что когда с солнечного востока приходила буря, что несла смерть, то это летел Гамаюн. Ему известно все о возникновении богов и героев, о происхождении неба и земли, людей и все живых существ. Древнее поверье гласит, что если кричит птица Гамаюн, то она предвещает что-то радостное и счастливое.

Алконост

Эта птица была чудесной жительницей славянского рая под названием Ирия. Она представляла собой существо с лицом женщины и телом птицы. Пела она сладким голосом. Тот, кто слышал пение Алконоста, забывал все на свете, так как прибывал в восторге. Но эта птица не несет зла людям, не то что ее подруга Сирин. Алконост свои яйца несла на краю моря, но их она не высиживала, а погружала их на глубину в море. В это время на протяжении семи дней можно было наблюдать безветренную погоду, пока не появлялись из яиц птенцы. Миф славян об алконосте похож на древнегреческое сказание о Алкионе, т.е. о девушке, что была превращена богами в зимородка.

Сирин

Представляет собой райскую птицу, однако она не является такой же светлой как Алконост или Гамаюн. Синин – это птица, которая несет темную силу и представляет собой посланницу мира подземелья. Выглядит она как полуженщина-полуптица: от головы по пояс – это несравненная по красоте женщина, а ниже – птица. Те, кто слышит ее голос, забывают все, а вскоре становятся обреченными на несчастье или смерть. При этом нет такой силы, которая бы смогла заставить не слушать пение Сирина.

В стародавних сказаниях говорится о том, что Стратим – это птица, что является прародительницей всех остальных птиц. Обитает она, как и Алконост, на море-океане. Во время крика Стратима возникает буря, а если она заденет крылом море, то оно обязательно колышется и волнуется. А когда Стратим-птица взлетает, то море так волнуется и поднимаются такие волы, что все корабли утопают и смываются леса и города с берегов. Этим она напоминает Морского царя.

Некоторые сказания гласят о том, что Стратим помогла выбраться с безлюдного острова герою, а также поспособствовала тому, чтоб он долетел до земли. За это герой спас ее птенцов. Также до сих пор сохранилось пророчество, которое несет в себе некую загадочность. В то время, когда Стратим-птица в два часа после полуночи вострепещется, тогда мы услышим пение петухов на всей земле, и вся земля станет освещенной.

Феникс

Представляет собой птицу из мифов, которая имеет возможность сжечь себя. Феникс встречается в мифах разных культур. Внешне она выглядит как орел, который имеет яркое красное оперение. Когда Феникс предвидит собственную смерть, то самосжигается в своем же гнезде, а из ее пепла возникает птенец. Есть также и другие версии этого мифа, когда происходит возрождение из пепла.

Скорей всего Жар-птица как птица-сказочный персонаж имеет прототип – Феникса. Она представляет собой отдельный персонаж в русских сказках, который служит целью для поиска главных персонажей. Перья жар-птицы имеют способность светиться и блестят, чем поражают человеческое зрение. Для того чтобы добыть жар-птицу нужно пройти немало трудностей. Это и есть главной задачей, которую ставит перед сыновьями царь(отец). Находит эту жар-птицу только один из них – добрый младший сын. Мифолог Афанасьев объясняет жар-птицу, как персонаж, который олицетворяет огонь, свет и солнце. Жар-птица поедает яблоки из золота, что дарят ей молодость, бессмертие и небывалую красоту, а во время пения из ее клюва падает жемчуг. Во время пения жар-птицы исцеляются все больные, а слепые становятся зрячими. Если отбросить в сторону все произвольные объяснения мифов, то жар-птицу можно сравнить с птицей Фениксом, которая была очень популярна в средневековых русских и западноевропейских литературных рассказах. Жар-птица также служит в качестве прототипа павлинов. Если исходить из этого сравнения, то молодильные яблоки легко сопоставимы с плодами с гранатового дерева, которые в качестве лакомства предпочитает Феникс.

Третью группу составляют птицы, что не имеют в своем облике чего-то небывалого. Им просто присущи какие-то сказочные свойства: умение говорить, совершать помощь и вред другим сказочным персонажам. Они практически всегда представляют собой спутников персонажей, например, Бабы-яги или Кощея бессмертного. В эту группу входят совы, вороны и черные дрозды.

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

(формат PDF, 373 Кб)
Программы дополнительного образования для школьников (текст, формат DOC, 43 Кб)

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Птица Гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Птица Феникс

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

Птица Бенну (Бен-Бен)


Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».

По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.

Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Птица Симург

Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).

На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.

Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».

В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.

Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.

Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
(Навои, «Язык птиц»)

Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.

Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.