В Европе вдоль основных магистралей расположены сотни заведений общепита, сферы услуг и торговли. В России и Беларуси компании придорожного сервиса не удовлетворяют спрос и на 50%
В европейских и постсоветских странах крупные компании общепита и сферы услуг игнорируют рынок придорожного сервиса. Исключение составили лишь некоторые автопроизводители. Большинство крупных игроков предпочитают открывать торговые точки в городах, оставляя автострадную нишу на откуп небольшим компаниям и частным предпринимателям. В результате представители российского малого и среднего бизнеса, вложившие несколько лет назад деньги в торговые точки возле оживленных трасс, постепенно превращают их в небольшие сетевые предприятия, открывая новые объекты вдоль автодорог.
Третью ночь за рулем
В Европе проблема с придорожным сервисом решена давно. К примеру, в Германии на основных автобанах не реже, чем через 30–40 км встречаются специально оборудованные стоянки, где водитель может принять душ, поесть в любое время суток, заправить автомобиль, остановиться на ночлег в мотеле, купить продукты и дорожные карты. А каждые 15–20 км для автомобилистов оборудованы площадки отдыха в лесу или поле. На каждой из таких стоянок непременно есть телефон, питьевая вода, мусорные ящики, скамейки, столики и биотуалет (справлять естественные надобности где попало в Германии не принято). Нередко на таких площадках открываются и закусочные. Формальный собственник всех объектов придорожного сервиса - государство. Но зарабатывают на обслуживании водителей частные компании. Они арендуют гостиницы, рестораны, автозаправки, внося в местный бюджет арендную плату. В то же время представители государства жестко контролируют качество обслуживания и время работы арендаторов.
В большинстве стран постсоветского пространства (за исключением прибалтийских государств) говорить о развитом придорожном сервисе пока не приходится. Например, в России спрос на гостиницы около шоссе удовлетворен на 25%, на заведения общепита - на 55%. Исключение - развитая инфраструктура столичных областей европейской части РФ, прежде всего Подмосковья и окрестностей Санкт-Петербурга. На большинстве федеральных трасс (не говоря уже о местных) проблематично найти мотель, приличное кафе или магазин автозапчастей. Например, на многих сибирских магистралях, несмот¬ря на оживленное движение, объекты придорожного сервиса располагаются более чем в 300 км друг от друга.
Не лучше ситуация и в Беларуси. Единственная автотрасса, более-менее насыщенная объектами придорожного сервиса, - М-1/Е-30 Брест - Минск - граница с РФ. На транзитной дороге, по которой практически беспрерывным потоком следуют российские и европейские автоперевозчики, заведения общепита располагаются в среднем через каждые 10 км, АЗС - 26 км, СТО - 47 км, мотели - 76 км, охраняемые автостоянки - 28 км. Впрочем, по мнению специалистов Республиканского унитарного предприятия (РУП) «Магистральавтодор», здесь найдется место еще для 14 кафе, пяти АЗС, двух мотелей и 10 СТО (рассчитанных преимущественно на грузовые автомобили). Однако открыть точку придорожного сервиса на этом шоссе не так просто. Это связано с тем, что по сравнению с другими трассами республики здесь высокая концентрация таких объектов. А правительство заинтересовано в равномерном развитии придорожного сервиса по всей стране.
Более перспективным направлением можно считать открытие кафе, СТО, магазинов и мотелей на не столь оживленных автодорогах Беларуси (например, Минск - Гомель, Минск - Витебск, Минск - Могилев и т.д.). Для развития сервиса на этих трассах «Магистральавтодор» обещает всяческую помощь и поддержку предпринимателям, решившим открыть торговую точку. Он сдает в аренду площадки отдыха или дает разрешение на строительство зданий непосредственно возле площадки, что значительно снижает расходы бизнесменов на обустройство подъездных путей. Кроме того, можно обойтись без дополнительных согласований с местными разрешительными органами и ГАИ. Гражданство бизнесмена не имеет значения, по уверениям белорусов, они готовы сотрудничать с российскими, польскими, украинскими фирмами.
Поднятая целина
В Российской Федерации и Беларуси хватает примеров успешного развития объектов придорожного сервиса. Характерно, что в большинстве случаев предприниматели обходились минимальными инвестициями, а все заработанные на первых порах деньги вкладывали в развитие своих торговых точек.
Анд¬рей Власов начинал в 1996 году с продажи шашлыков в поселке Павловск, на трассе «Байкал» (М-51). Теперь он владеет придорожным кафе-гостиницей. По мнению предпринимателя, сейчас такой бизнес уже не начнешь с одного мангала, нужны серьезные финансовые вложения. «Целесообразно сразу строить комплекс, включающий кафе, магазины продуктов и запчастей, СТО, гостиницу. Это требует больших инвестиций, но не обязательно строить комплекс в одиночку, можно привлечь партнеров: один оборудует кафе, другой - гостиницу», - убежден Андрей.
Так развивал свой бизнес Кирилл Журенков, собственник компании «Ортус». Начинал предприниматель с продажи пирожков и пельменей, которые готовились в арендованном вагончике. Сейчас Кирилл управляет комплексом сервисных заведений под единым брендом «У дяди Вити» (кафе, гостиница, ресторан, станция технического обслуживания и автомойка).
«Чтобы оценить перспективы развития рынка придорожного сервиса, стоит присмотреться к опыту европейских стран и США, - говорит Антониос Ванезис, директор по маркетингу фирмы «Бразерс и Компания». - Там существуют самые разнообразные формы ресторанов на шоссе. Помимо такого экономичного формата, как продажа блюд фаст-фуда на вынос для автомобилистов, успешно работают ресторанные центры, кафе, пиццерии, заведения формата free floor и др.». По словам эксперта, удаленность точек от крупных городов обуславливает дороговизну регулярной доставки свежих продуктов. Поэтому, как правило, многие рестораторы сокращают ассортимент, предлагая в основном быстро готовящиеся блюда, которые можно легко упаковать на вынос.
Нередко различные объекты для автолюбителей вдоль шоссе создаются на базе государственных транспортных предприятий. Показателен пример компании «Лысковоавтотранс», бывшей некогда государственным предприятием (ГП) «Автоколонна 1413». Заняться коммерческой деятельностью руководителей ГП вынудило прекращение финансирования из госбюджета после августовского кризиса 1998 года. «Нам пришлось искать пути выживания, никому не хотелось остаться без работы и выгонять на улицу специалистов, проработавших у нас многие годы. Чтобы справиться с финансовыми проблемами, на базе нашего предприятия решили открыть комплекс придорожного обслуживания, - вспоминает Николай Гузанов, директор «Лысковоавтотранса». - Часть административного здания перестроили под гостиницу, открыли кафе, продуктовый магазин, перепрофилировали нашу ремонтную базу под грузовые автомобили. Сейчас предлагаем широкий ассортимент услуг. Например, если водитель хочет ликвидировать неисправность самостоятельно, сдаем в аренду теплый ремонтный бокс со смотровой ямой. Более сложный ремонт можем обеспечить силами наших работников, причем в экстренном случае их можно вызвать и ночью».
текст: михаил красавин
СКАТЕРТЬ У ДОРОЖКИ
Для открытия небольшого кафе вблизи автомагистрали достаточно и $15 тыс., а вернутся вложенные деньги максимум за год. Главное - добиться разрешения у властей и не поссориться с местными жителями
Конкуренции среди владельцев придорожных кафе, гостиниц и станций техобслуживания практически нет. Даже по самым оживленным трассам Украины заведения общепита встречаются примерно каждые 15 км, заправочные станции - 25–30 км, СТО - 50 км, гостиницы - 67 км. На менее загруженных автодорогах эти цифры чуть ли не втрое больше. И это притом, что многие придорожные заведения работают с рентабельностью в 100%, а годовой оборот, например небольшого ресторанчика, превышает 700 тыс. грн.
На низком старте
Анатолий Бортенев, собственник компании «Борнито» (кафе на шоссе Киев - Харьков недалеко от столицы), начал свое дело в 1995 году. За $500 он купил металлический павильон, взял в аренду землю близ магистрали и договорился со столичной фирмой о поставках продуктов. Изначально предприниматель планировал открыть продуктовый магазин, но быстро убедился в невысокой рентабельности торговой точки. По словам Анатолия, придорожный магазин приносит прибыль, только если он расположен на территории поселка. В противном случае доходность невысока - большинство автомобилистов предпочитают закупать продукты в столице, до которой не так уж далеко. Поэтому со временем бизнесмен перепрофилировал магазин в кафе: к павильону постепенно достраивали новые помещения, расширяли и улучшали. В итоге к 2000 году бывший ларек трансформировался в солидное придорожное заведение с отдельной кухней, двумя залами для посетителей, биллиардной и несколькими комнатами отдыха на мансарде. Общую сумму вложений в свой бизнес Анатолий оценивает примерно в $20 тыс. По словам предпринимателя, рыночная стоимость его кафе, учитывая месторасположение и постройки, превышает $1 млн.
Не менее успешно развивается и бизнес у Евгения Борисова, владельца СТО на Одесской трассе. Бизнесмен работает «на большой дороге» почти пять лет. Изначально Евгений предоставлял только услуги по шиномонтажу, но клиенты часто обращались в автомастерскую и с другими проблемами. Спрос рождает предложение, поэтому предприниматель решил расширить ассортимент предоставляемых услуг. Два года назад он получил кредит в сумме $80 тыс. для создания полноценной станции технического обслуживания. На эти средства Евгений построил три бокса, жилой домик для механиков (планировалась круглосуточная работа), эстакаду, закупил подъемники, инструменты и эвакуатор. Начинание оказалось успешным: менее чем за год г-н Борисов полностью рассчитался с банком. Свою СТО Евгений изначально ориентировал на обслуживание легковых автомобилей, однако сейчас планирует выкроить еще немного места для ремонта грузовиков. По его мнению, это не менее выгодно и перспективно, чем работать с легковыми машинами.
Разрешительная волокита
Предприниматели, владеющие различными заведениями вдоль украинских автодорог, главным препятствием своему бизнесу называют сложность оформления разрешительных документов. По словам Анатолия Бортенева, разрешения на начало строительства можно ждать несколько лет. Причем эта проблема актуальна не только для новичков, но и для предпринимателей, желающих расширять уже существующий бизнес. «Я планировал на территории кафе построить крытый бассейн, однако, вспомнив неприятный опыт общения с государственными учреждениями, отложил реализацию этой идеи до лучших времен», - сетует г-н Бортенев.
Еще одна проблема придорожных кафе - молодежь, проживающая в окрестных селах. По словам Анатолия, молодые люди злоупотребляют спиртными напитками, особенно в выходные дни: «Редкая пятница или суббота заканчивается спокойно. Практически каждую неделю местные либо устраивают разборки между собой, либо пытаются спровоцировать драку с приезжими посетителями. Само собой, это отпугивает клиентов. Поэтому приходится нанимать на выходные охрану, которая хоть как-то сдерживает буянов».
У собственников станций тех¬нического обслуживания проблемы иного рода. В первую очередь с поставкой запчастей. «Наиболее востребованные узлы мы закупаем сами, - рассказывает Евгений Борисов. - Но невозможно запастись всеми возможными деталями для всех автомобилей, а без подвоза комплектующих работа останавливается». Проблему с доставкой запчастей предприниматель решил просто и эффективно: договорился с партнерами (владельцами автомагазинов в ближайших населенных пунктах и Киеве) о том, что необходимые детали по звонку отправляют с ближайшим попутным автобусом или маршруткой.
Общая проблема для всех придорожных заведений - нехватка персонала. Катастрофически не достает квалифицированных поваров и автомехаников, готовых работать за городом. Проблему стараются решить, привлекая местных жителей, но этот трюк не всегда удается. Нередко сельские специалисты позволяют себе выходить на работу в нетрезвом состоянии или не выходить вообще, хамить клиентам, выполнять свои обязанности спустя рукава. «Вся надежда на народных умельцев. Как ни странно, но среди жителей окрестных сел мы нашли несколько настоящих самородков, выполняющих работу аккуратно, внимательно и в срок. Но это исключение, а не правило», - жалуется г-н Борисов.
Пикник на обочине
Пока конкуренция между придорожными сервисами есть только на центральных трассах Украины. «По сравнению с другими автострадами на шоссе Киев - Харьков конкуренция высокая: разнообразные закусочные встречаются каждые 10–15 км. Боремся за клиента, стараясь не только удерживать невысокие цены, но и повышать качество продукции и сервиса», - делится опытом Анатолий Бортенев. Не последнюю роль в привлечении и удержании клиентов играет и репутация заведения. Некачественное обслуживание отпугнет не только одного посетителя, но и его друзей и знакомых.
Евгений Борисов согласен с Анатолием: «Конкуренты есть везде, но клиент ведь не знает, где сломается машина. Тем не менее при выборе СТО, на которую автомобилист приедет, ключевую роль играет репутация. Водители, постоянно ездящие по одной и той же трассе, хорошо знают, где работу выполнят качественнее и дешевле. При случае они охотно подскажут «сломавшимся» товарищам, куда стоит обратиться». Еще один рецепт успеха от г-на Борисова: не стоит пренебрегать заказами от местных жителей. Как показывает практика, они тоже часто обращаются за квалифицированной помощью. На СТО Евгения существуют специальные скидки для жителей близлежащих населенных пунктов.
Для открытия небольшого придорожного кафе на 15–30 посадочных мест в 100–150 км от Киева хватит и $15 тыс. Причем основная статья расходов - затраты на получение разрешения от местных властей и заключение договора аренды земли. Зато, если с сельскими «бонзами» удалось договориться, вложения вернутся за полгода-год с момента открытия кафе или ресторана. Рентабельность зависит от оживленности трассы, наличия аналогичных заведений и качества предлагаемой продукции. В отдельных случаях она может доходить до 200%, а средний показатель по рынку - 50–100%.
Для открытия СТО потребуется большая сумма - от $50 тыс. на обслуживание легковых автомобилей и от $100 тыс. - для ремонта грузовиков. Соответственно, больше и срок окупаемости: не менее трех лет. Рентабельность работы придорожных станций техобслуживания вполне сравнима с прибыльностью рядовых заведений общепита: 40–80% в зависимости от месторасположения и специализации.
текст: михаил красавин
Опубликовано в №13-2008Tags: Возможности_у_соседей

Tags: Какой, бизнес, открыть, на, трассе

Простой пример того, как автомобильная трасса помогает зарабатывать не только в масштабах страны, но и...

30 июн 2015 ... Мы обобщили бизнес-идеи о том, что можно открыть рядом с дорогой, ... Для реализации идеи серьезного бизнеса на трассе нужен, ...

Какой малый бизнес открыть в деревне с нуля: 7 успешных примеров


Деревня, в первую очередь, площадка для производства сельхозпродукции, но хорошие перспективы имеет и бизнес по ее переработке. Чем ближе он расположен к источникам сырья - тем меньше затраты на транспортировку и хранение. Крупные перерабатывающие и торговые предприятия заинтересованы в расширении поставок от отечественных производителей.
Сейчас сложилась благоприятная обстановка для того, чтобы открыть бизнес в деревне, и многие предприниматели используют открывающиеся возможности. Инвестиции в сельское хозяйство, животноводство - хороший тон и демонстрация патриотических чувств. Обратите внимание: люди не стесняются обращаться за помощью, посылают заявки на участие во всех возможных программах поддержки с целью получения гранта, субсидии. Их действует немало, как на федеральном, так и местном уровне.
В декабре 2015 года руководитель "Россельхозбанка" Дмитрий Патрушев был удостоен звания "Банкир года" по представлению Ассоциации российских банков. Несмотря на санкции европейских и американских партнеров, банк расширил в этом году финансовую поддержку сельского хозяйства. Объем выданных кредитов опередил среднерыночные показатели.
В обзоре приведено 7 реальных примеров. Выбор успешных предпринимателей помогает понять, каким бизнесом можно заняться в деревне, набраться решительности и начать свое дело.
Интересные бизнес идеи, реализованные на селе
1) Вендинговый молочный автомат
Мордовия, г. Ковылкино, деревня Крутенькое
Ринат Чураков живет в небольшом городке с населением 20 тыс. человек, раньше занимался оказанием потребительских услуг. Идея для бизнеса в деревне пришла во время поиска места для загородного дома при виде заросших бурьяном полей. За три года, с помощью банковского кредита, он создал современный комплекс по производству молока европейского уровня. Когда закупочные цены на него упали в 4 раза по сравнению с розничными - задумался о создании собственной сбытовой сети. Анализируя рынок, пришел к выводу о высокой рентабельности вендинга. Покупая и устанавливая два дорогих автомата, понимал, что идея рискованная. Однако за свежим молоком в первый же день выстроилась очередь. Они оправдали себя за 4 месяца, и сейчас бизнесмен закупил еще 15 штук, планируя разместить их уже в Саранске - столице республики.
2) Отдых, как в деревне у бабушки
Деревенский туризм быстро набирает обороты. Причины: сужение направлений зарубежного отдыха, снижение доходов. Положительную роль играет мода, предложение современного уровня сервиса. В Астраханской степи водят караваны по монголо-татарским тропам, где-то предлагают «дикую» охоту, а иногда людей привлекает возможность пообщаться с природой, проснуться с "петухами", и никуда не спешить.
Деревня Ермаки, по трассе Москва-Минск, 25 км от Смоленска.
Рядом нет уникальной природного ландшафта или исторической "усадьбы". Когда 5 лет назад Аркадий Потерлевич начинал свой бизнес в деревне с нуля - там было всего три жилых дома. Он сделал ставку на озеро: запустил мальков толстолобика, белого амура, щуки, окуня, карпа. Сейчас там есть даже раки. Рыбаки подтянулись очень быстро, а когда построили 5 благоустроенных домиков, баню, развели сад и огород - стали приезжать семьями. Теперь уже тянутся целые компании для коллективного отдыха. Все продукты в местной "харчевне" - натуральные, есть площадки для футбола и тенниса, купальни. Планы: строительство ВИП-коттеджей и вертолетной площадки.
3) Капуста по "индонезийской" технологии
Старомайнский район, Ульяновская область
Самый страшный сон крестьянина - засуха. Опасение потерять все в неурожайный год останавливает многих, кто хотел бы заняться выращиванием с/х продукции. Ульяновская область - зон рискованного земледелия, но Ильмас Ситдиков получает рекордные урожаи, используя систему орошения, сходную с той, что применяется для рисовых полей. Сначала он использовал для накопления воды старые каналы, оставшиеся с советских времен, после того, как разрушили и растащили все трубы поливной системы. На полях работают дождевальные машины «Фрегат», построены три насосные станции, создан искусственный канал подачи воды из Волги. Свежие овощи поставляются в супермаркеты Ульяновска и пользуются спросом. По словам Ильмаса - никто не верил в успех поливного земледелия. А сейчас многие перенимают его опыт мелиорации.
4) «Рыжиковое» масло делают не из рыжиков
Куйтунский район, Иркутская область.
Спрос на экопродукты постоянно увеличивается, причем особенный интерес к ним проявляют иностранные потребители и инвесторы. «Рыжиковое» масло на самом деле производится из травы. В начале 20-го века Россия экспортировала его, но потом культура была прочно забыта. По вкусу и аромату оно напоминает кунжутное, но богаче по содержанию витаминов, обладает целебными свойствами. Артем Пальчик в 2010 году закупил 50 кг семян и засеял поле размером 1 га, получив 1,5 тонны сырья. Сейчас его КФХ засевает 60, и планируется расширение до 100 га. Масло сертифицировано, продается в крупных магазинах области, ведутся переговоры о выкладке товара в супермаркетах. Продукция отмечена грамотой международной Берлинской сельскохозяйственной выставки. За границей этот продукт пользуется хорошим спросом, в России пока больше распространено подсолнечное масло. Предприниматель мечтает о выходе на международный рынок.
5) Экзотические птицы приносят неплохой доход
Центральный федеральный округ, Подмосковье.
Куры, гуси, фазаны, индюки и цесарки - около 500 голов разной птицы выращивает молодая пара фермеров, бывшие городские жители. Вопрос, какой бизнес можно открыть в деревне, Владимира и Татьяну Тюриных - изначально не интересовал. Семь лет назад они завели несколько птиц, чтобы кормить диетическим мясом ребенка, у которого были небольшие проблемы со здоровьем. Потом появился интерес, родилась семейная ферма. Грант - 1,5 млн. рублей они получили только в этом году, приобрели на них 4 гектара земли, где планируется строительство полноценной экофермы. Цесарок сначала разводили для красоты, а потом выяснилось, что это весьма доходный бизнес. Птица не болеет, мясо и яйцо ценится, применяется при лечении онкологии. Раньше ее поставляли только из-за границы, а сейчас, по словам Владимира - поступает так много предложений, что они намерены довести поголовье цесарок до 2 000 голов. Планируется организация агротуризма. Конкурентов нет, на весь Центральный округ только одно подобное хозяйство в Сергиевом Посаде.
6) Если форель будет дешевле - ее станут покупать больше
Поселок Березовка, Кондопожский район, Карелия
Северные российские регионы малопригодны для сельского хозяйства, но имеют большой потенциал использования природных ресурсов. Переработка леса, сбор, заморозка, консервирование грибов и ягод - все это возможности для создания своего дела. Но главное богатство - рыба. "ИП" фермера Николая Федоренко производит около 500 тонн форели в год, а он мечтает удвоить цифру. Санкции на норвежскую рыбу его только радуют. Его красная икра, малосольная и подкопченная рыба отмечены золотой международной медалью "ПродЭкспо" 2015 года. Форель выращивается в открытой воде, вдали от берега - по норвежской технологии. Всего в Карелии около 50 рыбоводческих хозяйств, на сегодня самая большая их проблема, что мальков и корм приходится покупать за рубежом. Сейчас фермер ориентируется на выращивание собственного посадочного материала и его продажу. Проблема с кормами - ему не под силу, это задача для биологов. В Березовке и Кондопоге есть два магазина с его продукцией, многочисленные туристы жаждут посмотреть и половить рыбу прямо из озера.
7) Овцеводство - прибыльный бизнес в степных районах
Бейский район, Хакассия
Баранину редко можно увидеть на прилавках магазинов, несмотря на хороший спрос. Овцы неприхотливы к пище и условиям содержания, быстро размножаются и нагуливают вес, до поздней зимы живут на пастбищах. Александр Топоев держит стадо около 2 000 голов. Продумывая, какой бизнес открыть в деревне, он заручился поддержкой крупной торговой сети, в которую теперь регулярно поставляет мясо. Но сейчас проблем со сбытом у него нет, скорее наоборот: его продукцию охотно берут кафе, цех полуфабрикатов, "Мясная лавка". Недавно он выиграл тендер местной Администрации на закупку сразу 1,5 сотен овец для передачи молодым семьям. Хозяйство растет: он приобрел свиней особой породы и закупил несколько коров. Чтобы прокормить этих животных, пришлось сеять овес, ячмень, пшеницу. На создание бизнеса ушло почти четыре года.
Недостаток средств на развитие бизнеса - не единственная проблема на селе, во многих местах трудно найти работников. Как выходят из положения:
выбирают место вблизи районных центров, малых городков с ликвидированным производством;
покупают высокопроизводительное импортное оборудование, которое требует немного обслуживающего персонала;
вкладывают деньги в социальную инфраструктуру, строят дома, чем привлекают людей, готовых переехать к месту работы.
Господдержка - не "бесплатный" сыр. За расходы нужно будет отчитаться, при составлении бизнес плана - не забыть про инфляцию. Срок получения денег растягивается до полугода, а в сельском хозяйстве, как нигде, дорога ложка к обеду. У «деревенского» бизнеса есть и плюсы: лояльное отношение властей, дешевизна рабочей силы, отсутствие конкуренции.

Бизнес План кафе у дороги, кафе на трассе / Бизнес-Планы от...

Если придорожное кафе открыть на оживленном участке трассы, то прибыль может сравниться с доходом ресторана в центральной части города.

Бизнес на трассе: идеи для кафе и торговли, план прибыльного...

Как открыть свое собственный бизнес на трассе? Какие виды заработка доступны каждому? Как стать успешным бизнесменом?

С наступлением холодов продажа незамерзайки на трассе или дорогах города становится весьма прибыльным бизнесом, учитывая, что без нее работа транспортного средства является крайне затруднительной. Опытные водители знают, что эта коварная жидкость имеет свойство заканчиваться в самый неподходящий момент. Особенно неприятно, когда это происходит на трассе, где поблизости нет ни одного специализированного магазина.

Предприниматели поняли суть проблемы и решили прийти на помощь автомобилистам и при этом еще и неплохо заработать. Бизнес по продаже незамерзайки на трассах очень выгоден и все это при совершенно незначительных вложениях. В наше время можно очень часто встретить небольшие придорожные торговые точки, которые продают незамерзайку и некоторые другие полезные для работы транспортного средства товары. Как правило, тут еще и обслуживание на высшем уровне, так как сам продавец всегда поможет залить жидкость в радиатор и даже сделать мелкий ремонт, но это уже за дополнительную плату.

С чего начать свой бизнес по продаже незамерзайки на дороге

Организовать такой бизнес несложно, это под силу даже новичку. Но, несмотря на всю простоту данного типа предпринимательской деятельности, продажа незамерзайки как бизнес требует соблюдения определенных правил. К примеру, бизнесмен должен знать, какие документы нужны для работы и где их оформить.

Какие документы нужны для открытия бизнеса

Если предприниматель планирует организовать легальную торговую точку, у него должны быть оформлены все необходимые документы, как у обычного магазина, для чего в первую очередь нужно встать на учет в налоговой службе. Тут предлагается два варианта, либо работать в качестве ИП и оставаться физическим лицом, но с более широкими возможностями, либо стать ООО, то есть, юридическим лицом. Если бизнесмен собирается открыть одну торговую точку либо небольшую сеть, ему будет достаточно пройти процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это обходится менее, чем в 200 рублей, если считать с затратами на копии документов, но это важный и нужный шаг, так как незаконная торговля выльется в большие штрафы и может перейти в более серьезное наказание.

В наше время на трассах можно встретить немало торговых точек, владельцы которых не спешат регистрироваться в налоговой службе, а просто получают прибыль от своего нелегального бизнеса. Как правило, это целые сети, торгующие через подставных лиц. Они просто нанимают людей, которым выдают товар. Вечером они возвращают остаток, прибыль, а часть дохода забирают себе. Схема налажена, но может стоить исполнителю и организатору дорого.

Кроме того, что в данном случае грозит денежный штраф, а также это может вылиться в более серьезное наказание, так как в большинстве случаев у такой продукции нет сертификатов качества. За это уже можно получить на только штраф, но и тюремный срок. Поэтому, не стоит рисковать. Уж лучше честно платить налоги, чем разбираться с правоохранительными органами и иными заинтересованными службами.

Неочевидные особенности бизнеса по продаже незамерзайки

Если предприниматель решился вложиться в торговлю незамерзайкой, ему обязательно нужно учесть все особенности такого вида бизнеса. Тут вряд ли удастся нажить постоянных клиентов, так как особенности работы таковы, что покупатели появляются только тогда, когда у них возникает крайняя необходимость. Такие случаи не редкость, поэтому бизнес по продаже незамерзайки процветает.

Интересно то, что у продавцов, как правило, имеется несколько типов незамерзающей жидкости. Она несильно отличается по цене, но существенно разнится по качеству. В большинстве случаев, в осеннее время на дорогах можно приобрести незамерзайку низкого качества. Она изготовлена по такой технологии и с такими компонентами, что застывает уже при -5°C. Для многих российских регионов в зимнее время это абсолютно не приемлемое условие, поэтому тут такие товары продавцы стараются реализовать еще до того, как наступит настоящая русская зима.

А вот качественный товар предприниматели хранят до сильных холодов. Это нельзя назвать обманом, но лучше при покупке жидкости для своего транспортного средства на трассе спрашивать сертификаты качества и получать хоть какую-то подтвержденную информацию о продукции.

Как организовать точку по продаже незамерзайки на дороге?

Если предприниматель решил вложиться в бизнес идею по продаже незамерзайки, он может пойти двумя путями. В первом случае просто приобретается партия бутылок автомобильной жидкости, на трассе на оговоренном с контролирующими организациями месте организовывается торговая точка и можно начинать работать. Абсолютно ничего сложного тут нет, но и выгода будет не слишком большой, так как мелкие партии товара не дадут возможности установить приличную наценку.

Второй вариант предусматривает более серьезные вложения, которые обещают немалую прибыль. В этом случае можно заключить договор с производителем и работать в обход посредников. Так выходит выгодно, но компании-производители охотно сотрудничают только с теми, кто берет за один раз много товара. К примеру, если закупить партию в 2000 бутылок, то каждые 5 л незамерзайки выйдут около 30 рублей. При розничной стоимости в 150, это очень выгодно и прибыльно. В таком случае можно не только организовать сеть торговых точек по продаже автомобильной жидкости, но и продавать свой товар небольшими партиями в автосервисы и небольшие магазинчики запчастей.

Важной составляющей любого бизнеса является реклама. Тут она тоже не будет лишней. Помимо яркой наружной рекламы, то есть вывески, которая будет видна издалека, стоит подумать об объявлениях в газете и иных средствах массовой информации. Очень хорошо в последнее время показали себя сайты во всемирной сети. Это дополнительное место для продажи товара. К примеру, владельцы магазинов и автосервисов и иные мелкооптовые покупатели могут узнавать информацию о компании через Интернет. Здесь можно разместить прейскурант цен и данные об акциях и скидках. Такой способ получения информации актуален в наше и время и его используют часто.

Но нужно учесть, что содержание собственного ресурса во всемирной сети будет дополнительной статьей расходов, хоть и не очень большой. Значительно серьезнее придется потратиться на аренду склада. Продукцию придется где-то хранить и для этого понадобится специальное помещение.

Сколько денег нужно для старта бизнеса?

Если начать с самого начала, то стоит отметить сумму, которая понадобится для прохождения регистрации в налоговом органе. Сюда уйдет около 200 рублей на госпошлину и копии документов, в число которых входит паспорт гражданина РФ и ИНН.

Далее нужно позаботиться об аренде помещения и закупки оборудования для торговой точки. Тут все зависит от места расположения склада и того, будет ли это стационарная либо складная конструкция для ведения торговли.

Одной из главных статей расходов будет закупка товара. Для начала придется потратить около 60 тысяч на саму незамерзайку и около 5 на ее доставку. Но эти цифры касаются только тех случаев, когда предприниматель решит вкладываться по-крупному. Если финансы ограничены, можно для начала попробовать небольшие партии товара, но и заработок на них будет минимальным.

В дальнейшем будут расходы на ГСМ для доставки товара по торговым точкам, заработные платы продавцов и налоги. Но это все окупится. К примеру, в крупных населенных пунктах на дороге можно за день продать около 300 бутылок незамерзайки. Грубый подсчет показывает, что это чистая прибыль в 20 тысяч рублей.

Технология производства незамерзающей жидкости

Самый большой доход ожидает тех, кто самостоятельно будет производить товар, в данном случае можно не только сэкономить на его закупке, но и позволить себе установить максимально конкурентоспособную цену на продукцию.

Для организации цеха достаточно помещения в 20 м². Кроме того, нужно нанять квалифицированных специалистов. Их работа будет стоить недешево, но все окупится в разы.

Само по себе изготовление незамерзайки является очень простым процессом. Тут нужно воду смешать со спиртом в определенных пропорциях и подвергнуть жидкую смесь термической обработке. После этого все разливается по заранее подготовленным емкостям и поставляется на торговые точки для дальнейшей реализации.

Сколько можно заработать, занимаясь реализацией незамерзайки

Для ответа на вопрос о прибыли, которую может приносить торговая точка по продаже незамерзайки, возьмем налаженный бизнес (есть свои клиенты, наработана положительная репутация и т.д.) и среднестатистические показатели суммы доходов и расходов в этой отрасли.

Издержки лотка по продаже технических жидкостей включают:

  • Зарплату продавца.
  • Транспортные расходы.
  • Арендную плату за место.
  • Налоги.

Ежемесячная сумма, необходимая для выполнения вышеуказанных финансовых обязательств, не будет превышать 500-700 долларов. При валовом доходе 2500-3000 долл./месяц, чистая прибыль будет: 2500-800(покупка товара)-700(издержки) = 1000 долл. Но существует множество способов увеличить прибыль, занимаясь реализацией незамерзайки. Например, найти новые каналы сбыта (перейти на мелкооптовую торговлю), расширить ассортимент продукции, открыть несколько лотков по продаже технических жидкостей или организовать собственное производство.

Нужно ли разрешение для открытия бизнеса по продаже незамерзайки

На начальном этапе регистрации вашего бизнеса необходимо решить два важных вопроса:

  • Согласовать с местными органами власти вопрос о размещении ваших торговых точек (обычно в администрации выдают соответствующую бумагу).
  • Выбрать код, который соответствует данному направлению коммерческой деятельности.
  • Начать

Прежде чем определяться с направлением деятельности, нужно учесть, что рассчитывать на постоянную клиентуру не придется. Тем не менее, непостоянных потребителей найдется довольно много. Важно понимать, что предложение товаров и услуг должно соответствовать потребностям населения.

Далее следует зарегистрировать свою компанию. Для малого сегмента больше подойдет организация индивидуального предпринимательства. Далее в зависимости от масштаба определяем необходимую площадь и месторасположение. Выбирайте наиболее проходимое место, то есть те трассы, которые проложены, например, по пути в курортные города или города промышленного значения. Закупку оборудования и наем персонала следует производить в соответствии с выбранным видом деятельности.

Предлагаем Вам подборку, в которой перечислены основные идеи для бизнеса в придорожном сегменте.

Мотель

В России данная идея предпринимательства на трассе развита не широко. Тем не менее, востребованность такого рода услуг присутствует и имеет тенденцию к росту. Чтобы реализовать идею открытия мотеля, для начала определите выгодное месторасположение. Идеальный вариант — если недалеко будет находиться действующий автосервис, заправка или магазин. Необходимо учитывать требования, предъявляемые к бизнесу на трассе. Например, указатели мотеля не должны мешать дорожному обзору. Должна быть соблюдена оптимальная удаленность от дороги.

Определяющим фактором для данной идеи является наличие большой парковки, в противном случае поток клиентов будет значительно снижен. Для мотеля масштабом в 10 номеров понадобится площадь приблизительно в 150 кв. метров. Вид из окон каждого номера должен выходить на парковку, чтобы постояльцы могли видеть свои автомобили. Обстановка внутри номеров может быть минимальной:

  • кровать;
  • шкаф;
  • тумбочки;
  • телевизор;
  • душевая комната.

Cоздайте комфортную атмосферу для своих клиентов в виде приятного ремонта. Тогда при следующей поездке они остановятся снова у Вас. Для клиентов немаловажным фактором является наличие терминалов оплаты мобильных услуг, а также прием кредитных карт. Для оптимального привлечения рекомендуется оформить здание под определенную тематику.

Придорожное кафе

При долгих поездках подобные заведения у дорог просто необходимы. К тому же, уровень конкуренции для такой идеи минимален. Чтобы открыть кафе у дороги, необходимо небольшое здание с камерной и комфортной обстановкой. Кроме того, подъезд к нему должен быть удобен и максимально открыт, а также предпочтительно наличие парковочных мест.

Количество столов рассчитывайте приблизительно на 70 человек, не более. Кроме того, обязателен круглосуточный график работы. Также определите сменность в работе для Вашего персонала.

Что касается меню, делайте упор на блюда, приготовление которых не занимает более 25 минут, а также предложите услугу еды «на вынос». Долгое ожидание для кафе на трассе неприемлемо. Будьте внимательны к водителям и экскурсоводам, которые останавливаются у Вас наиболее часто, Вы можете договориться с ними о привлечении дополнительной клиентуры. Взамен предоставляйте подобным потребителям скидки.

Автосервис

Важным видом услуг на трассе является ремонт автомобилей. Поэтому рекомендуется идея открытия автосервиса и шиномонтажа. Оптимальным вариантом будет сочетание данных услуг в одном сервисе. Самое удачное месторасположение для данной идеи бизнеса считается низкая удаленность от городов. Обязательно включите в Ваш ассортимент диагностику автомобиля, так как на трассах данный вид услуг наиболее востребован. Кузовные работы включать в номенклатуру можно, но специализироваться на этом направлении не рекомендуется.

Сауна и душевые

На трассе такая идея для бизнеса наиболее актуальна, однако среди предпринимателей данное направление не развито, поэтому конкуренции в данном виде бизнеса практически нет. График работы лучше всего круглосуточный. Кроме того, выгодным расположением считается место рядом с автосервисом и другими объектами

Площадка торговли

Данная идея оптимально функционирует в сочетании с другими объектами: гостиницей, автозаправкой и так далее. Наиболее актуальными товарами будут считаться продовольственные, при этом основной упор нужно делать на продукты с продолжительным сроком годности. Кроме того, необходимы сопутствующие товары для автомобилей, например, незамерзайка, различные путеводители и карты, батарейки и многое другое.

Если реализовать бизнес-идею на трассе «с нуля» кажется Вам трудной задачей, имеется возможность в данной сфере деятельности. Так Вы приобретете функционирующее предприятие с развитой организационной структурой и налаженной системой управления. На нашем сайте Вы можете купить франшизу бизнеса на трассе в разной ценовой категории. Главным преимуществом франшизы является более низкая стоимость по сравнению с самостоятельной организацией своего дела. Успехов в новых начинаниях!

Земельный участок вдоль трассы – это «золотой» актив, который поможет заработать его владельцу с предпринимательской жилкой. Как открыть свой магазин на дороге, сделать его прибыльным и не получить штраф при первой проверке МЧС или Роспотребнадзора.

Концепция придорожного бизнеса проста - дать ту ценность, которая нужна проезжающим. Такой бизнес не ориентирован на постоянных клиентов, однако сервис важен.

Благодаря постоянно обновляющемуся потоку клиентов спрос в магазине на открытом шоссе стабилен. Клиент в комфортных условиях и клиент в пути - это два разных покупателя. Если первый позволяет себе рациональность в выборе, то второй - заложник обстоятельств.

Способность проявить эмпатию, подумать так, как думает клиент, помогает отстроиться от конкурентов и открыть по-настоящему полезный магазин на трассе. Делать продажи, даже если вокруг малого бизнеса гиганты АЗС или крупные сетевики.

Форматы и виды

Продуктовый

Магазин 20-100 кв. м, расположенный вдоль трассы, который способен удовлетворить спрос проезжающих. Продукты, бытовая химия, товары для детей. Все то, что может пригодиться в поездке. Особое внимание к конкурентам. Выросший сетевой магазин неподалеку может убить малый бизнес.

Для автомобилистов

Магазин для водителей. Располагается на трассе, обычно рядом с мойками, сервисными станциями, заправками. Популярнейший ассортимент - лампочки, щетки для стекол, мелкие расходники для авто, аксессуары для путешественников. Бесплатный туалет или душ превратит случайных клиентов в лояльных.

Специализированный

Магазин, предложение которого нацелено на узкий клиентский сегмент. Зависит от места размещения. Вдоль трасс, ведущих к морю или курортам - принадлежности для купания, матрасы, круги для детей. У дороги к горным курортам - теплая одежда, снаряжение для туристов, спальные мешки, экипировка. Даже удачно поставленная палатка на пути паломников может принести прибыль.

Бизнес-хак. Примерно с 2014 года особо пропагандируется здоровый образ жизни и фермерские продукты, а после ввода санкций и вовсе особый спрос на «свое». Специализированный магазин фермерских продуктов «с грядки» вдоль автодороги - конкурент крупным сетевикам и заправкам.

Фаст-фуд

Придорожная закусочная. Блинная или пирожковая. Можно готовить бургеры на вынос, хот-доги или шаурму. Работает в месте остановки рейсовых автобусов. Отличаться от конкурентов проще, чем при торговле стандартными товарами. В общепите решает броская вывеска, запах и вкус приготовленного блюда.

Бизнес-хак на дороге. Опытные торговцы устанавливают несколько предупреждающих баннеров на 50-200 метров, чтобы водитель успевал среагировать, подумать и вовремя свернуть к магазину.

Как открыть

  1. Определиться с местом. От этого зависит 70% успеха бизнеса. Опытные предприниматели не стремятся стать «оазисом» вдоль дороги, а, наоборот, пристраиваются к точкам контакта потенциальных клиентов. Например, вблизи автосервиса, заправки или мойки открывают продуктовый магазин.
  2. Оформление документов. Если аренда - заключение договора. Собственность - получение разрешений.
  3. Закуп оборудования и найм персонала.
  4. Регистрация бизнеса.

Разрешения для торговли вдоль дороги

  1. Регистрация любой формы предпринимательства обязательна для любого вида бизнеса. . Новичкам подходит ИП - санкций и штрафов меньше, отчетность проще. Преимущества ООО - продажа алкоголя (для пива не обязательно). Таблица 1. Сравнение ИП и ООО

    Для регистрации ИП:

    Заявление в налоговой (выдают на месте).

    Квитанция с оплаченной госпошлиной (800 рублей)

    Заявление в налоговой.

    Решение о создании ООО (если учредителей более 1-ого).

    Оплаченная госпошлина 4000 руб.

    2 экземпляра устава.

    Паспорта учредителей\ля.

    Гарантийное письмо от собственника помещения по адресу регистрации (если собственник по адресу не учредитель)

    На выходе документ - свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП и присвоение ОГРНИП

    На выходе, в течение 5 дней:

    Свидетельство о регистрации ООО.

    ИНН для юр. лица.

    Зарегистрированный устав.

    Выписка ЕГРЮЛ

    Справка. ОГРНИП - основной государственный регистрационный номер предпринимателя.

    Бизнесмены, которые уже открыли свое дело, называют процедуру регистрации самым простым этапом на пути предпринимателя. Сотрудники налоговой службы приветливы, консультируют по основным вопросам и помогают с заполнением бланков.

  2. После получения юридического статуса можно заключать договоры, нанимать сотрудников, вести официальный документооборот.
  3. Подготовка помещения к работе:
  4. До открытия дверей магазина предприниматель уведомляет Роспотребнадзор по форме. (Постановление Правительства РФ от 14.04.2010 № 245, от 26.12.2011 № 1132). Отправляют через госуслуги с электронной подписью, по почте или лично.

Проверки

После открытия магазина ближайший срок плановой проверки - через 3 года. Подписав уведомление и отправив его в Роспотребнадзор, предприниматель заявил, что его помещение, персонал и оборудование соответствуют всем нормам.

Совет. График плановых проверок можно увидеть на сайте Роспотребнадзора и Роспожарнадзора.

При поступлении жалоб от конкурентов, клиентов или сотрудников надзорные органы могут проводить внеплановую проверку, направив уведомление «задним числом». При этом даже если помещение арендуется, в договоре аренды противопожарное состояние помещения на арендодателе, то инспектор сможет оштрафовать за то, что нет ответственных за противопожарное состояние или персонал не обучен действиям при ЧС.

Торговля пивом

Отдельное направление для открытия магазина на шоссе - . Согласно статьи 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ, торговать крепким алкоголем могут юр. лица. На пиво, пуаре, медовуху, сидр и другие «бродячие» продукты этот запрет не накладывается, но только при торговле в розницу.

Интересно. Продавать вино и шампанское под флагом «ИП» все-таки можно. Это разрешено ИП - сельхозпроизводителям, которые произвели крепкий напиток из собственного сырья.

Точка продажи пива должна иметь фундамент, ларьки и палатки не подойдут. Запрещено продавать рядом с:

  • детскими, учебными и медицинскими учреждениями;
  • военными, спортивными и культурными объектами;
  • остановками, вокзалами, АЗС.

На обочинах дорог в сельских районах Германии, Голландии, Франции можно видеть выставленные на продажу овощи, фрукты или цветы - и никого рядом. Ни продавцов, ни охранников. Нет и видеонаблюдения. Возле импровизированных прилавков самодельная «касса» для оплаты. Взял, что приглянулось - честно оставил нужную сумму. Фермеры в европейских странах часто торгуют продукцией собственного производства таким образом. Мы решили проверить, возможна ли такая схема у нас.

Самая главная ошибка, которая была сделана: ценник должен хорошо просматриваться с дороги, иначе автомобилисты, которые едут с большой скоростью, его просто не заметят
Фото автора


«Останешься и без яблок, без денег»

Первым делом отправился на рынок, купил четыре сетки с фруктами. В каждой примерно по три килограмма. Дома занялся фасовкой. Разложил яблоки по полиэтиленовым пакетам, завязал, сложил в коробку. Один пакет - один килограмм - один рубль. На листе бумаги написал текст. Ничего особенного: вес, стоимость, метод оплаты - в коробочку. В конце небольшое пожелание: «Пожалуйста, платите честно». На чердаке бабушкиного дома отыскал старую деревянную скамеечку. К ней прибил пластиковый контейнер от стирального порошка с прорезью для денег. Это «касса». Оторвать ее, при желании, - плевое дело. Тем интереснее - устоит ли.


Сосед, узнав о моей затее, рассмеялся: «Останешься и без яблок, и без денег». В том, что результат эксперимента окажется иным, сильно сомневался и я. Но пути назад нет. Яблоки куплены, упакованы, касса готова принимать наличку. Осталось найти место для торговли. Это сделать несложно. Главный критерий - чтобы трасса была не слишком оживленной, но при этом и не пустынной. В общем, я оказался на автодороге республиканского значения Р-85, соединяющей Пружаны и Высокое. Свой нехитрый товар разложил быстро. И сразу же заметил первые «косяки», которые связаны, конечно же, с отсутствием подобного опыта. Табличка оказалась мелковатой. Прочесть, что на ней написано, водителю автомобиля, мчащегося на скорости 100 км/ч, будет очень сложно. А конструкция из пары картонных коробок и «услончыка» оказалась низкой, неприметной. Но что-то менять уже поздно. В общем, оставляю яблоки на произвол судьбы, а сам ухожу прятаться в небольшой лесок тут же, у дороги. Раскладываю стульчик, открываю термос с чаем и жду первых покупателей. Ждать пришлось долго.

Где продавец? Нет продавца!

Чай допит, осенние красоты рассмотрены и оценены, а яблоки все еще лежат мертвым грузом. Никому они не нужны. Ни за деньги, ни бесплатно. Прошел почти час, а их даже украсть никто не попытался! Впрочем, машин на трассе совсем мало. Две-три в минуту. Первым интерес к фруктам на обочине проявил дедушка-велосипедист. Остановился, подошел поближе. Прочитав надпись, несколько раз оглянулся по сторонам, сел на велосипед и был таков. Еще через пять минут возле моей «точки» остановился трактор. Показалось, что просто заглох. Водитель вылез из кабины, подошел к яблокам. Секунд 20 разглядывал надпись. Потом еще столько же скользил взглядом по окрестностям в поисках продавца. Напрасно, товарищ. Нет продавца! У нас самообслуживание и полное доверие к покупателям.

Видимо, тракторист почуял подвох и собрался уезжать, а мне жуть как надоело сидеть в засаде. Решил пообщаться. Он оказался парнем разговорчивым. Зовут Сергеем, с женой живут душа в душу, растят двух дочурок:

Я вообще-то думал, что тут грибы какие-то продаются, хотел цену узнать, вот и остановился. А потом только сообразил, что продавца нигде не видно. Почему не купил? Не хочу я тратить деньги на яблоки. У моей тещи большой хороший сад. Без денег брать тоже не стал. Во-первых, я не вор, а во-вторых, мало ли, видеонаблюдение или милиционер за деревом дежурит. Мне лишние проблемы не нужны. А вообще затея эта не для нашего человека. И деньги заберут, и яблоки. Точно говорю.

Пакет с яблоками Сергею я все-таки вручил. В качестве подарка для дочек. На том и распрощались.

Первая удача и разочарование

После полудня машин на трассе прибавилось. Некоторые притормаживали у моего «мини-рынка», даже останавливались, но не более. В «кассе» по-прежнему пусто. Я успел мысленно похоронить свой эксперимент, но удача мне улыбнулась.

Белоснежная KIA с регистрационными знаками Гродненской области сначала пронеслась мимо, но через сотню метров остановилась. Задний ход. Из авто вышла женщина лет пятидесяти, подошла к яблокам. Прочла надпись, заулыбалась, жестом подозвала водителя. Я, сидя в засаде, улыбался вместе с ней. Водитель достал мобильный телефон, сфотографировал мою торговую точку. А я ждал, чем все закончится. Карман мужской куртки расстегнут, в руках появляется кошелек, монета падает в «кассу». Есть! Женщина берет два пакета с яблоками, и пара направляется к машине.

Я подбежал к покупателям, чем их немного напугал. Поблагодарил и рассказал о сути своего эксперимента. Супруги Николай и Елена признались, что такой способ продажи фруктов их удивил:

Мы как раз недавно смотрели в интернете ролик о том, что овощи и фрукты таким образом продаются в Германии. Но, увидев что-то подобное у нас, очень удивились! К сожалению, наше общество еще не готово к таким отношениям. Шансов закончиться положительно у вашего эксперимента нет никаких. Это лишь вопрос времени. Но, надеюсь, когда-нибудь и для наших людей так продавать и покупать сельхозпродукцию станет вполне обычным делом.

Слова моих первых покупателей подтвердились уже через десяток минут. Водитель ГАЗа выпрыгнул из машины, подошел к яблокам, взял два пакета и вразвалочку пошел обратно. Коробку с двумя рублями, правда, не тронул.

А почему вы не заплатили? - крикнул я, выбираясь из своего укрытия. - Вот здесь указана цена, здесь написано, где оставлять деньги.

Мужичок растерялся, но свой поступок попытался оправдать:

Так ничего же не понятно. Кому, как платить? Я подумал, что какой-то ребенок продавал яблоки, не продал и оставил, чтобы люди просто так брали. Держи свои яблоки, сто лет они мне нужны.

«Покупать у бабушек как-то привычнее»


Затевая эксперимент, чего-то другого я особо не ожидал, но этот случай настроение подпортил. К счастью, подобный инцидент оказался единственным. Проезжающих мимо людей яблоки на обочине не интересовали вовсе. Кто-то притормаживал, читал надпись и уезжал. Некоторые, как тракторист, подходили, разглядывали товар, искали взглядом продавца, милиционера, видеокамеру или что-то еще, но уезжали ни с чем.

Третий килограмм яблок у меня купила девушка по имени Ирина, когда я уже особо не прятался и собирался уезжать. Она возвращалась из командировки, решила остановиться, купить фруктов для восьмилетнего сына. Прочла надпись, поинтересовалась результатами торговли. Два рубля. Негусто. Зато они остались на месте.

Я бы, наверное, купила и без продавца, но для наших людей такой вид торговли в диковинку. А ко всему новому мы относимся настороженно. Как могут яблоки просто так лежать на обочине и сами себя продавать? Человек сразу смекнет: здесь что-то нечисто. Покупать у бабушек как-то привычнее.

Какой вывод? Очень простой. Нас девять с половиной миллионов, и всем нам предстоит еще многому научиться. Прежде всего самоуважению и обычным, прописным истинам: что чужой труд нужно уважать, а доверие ценить. Что брать чужое плохо, а работать и зарабатывать свое - хорошо и даже почетно. А еще хотя бы чуточку, самую малость, научиться уважать тех, кто живет рядом, в одной стране.