Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура средневековой Руси

Общая характеристика Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9 – 17 вв.). Искусство тут возникло на основе языческой культуры, которое позже подверглось влиянию византийской культуры, а потом и всей Западной Европы. Знакомство с русским искусством обычно начинается с 988 г., когда Русь приняла христианство.

Искусство Киевской Руси

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Существенную роль в формировании русской культуры сыграло язычество (существовало до 10 в. как главная религия). Несмотря на принятие христианства языческие традиции ощущались в культуре на протяжении длительного времени.

Архитектура Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за 3 столетия. Особый расцвет Киевское княжество приобрело во времена правления Ярослава Мудрого (978 -1054) . Развернулось каменное градостроение. Особое внимание уделялось церковному зодчеству.

Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Храм Святой Софии, 1037 г. Киев Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии, представляющий собой огромный пятинефный крестово – купольный храм. В последующие времена первоначальные формы собора подверглись перестройке.

Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и мозаики Софии Киевской. Стены этого собора охватывают около 3000 кв.м. мозаики. Согласно канону, в центре собора располагался Христос Пантократор, а вокруг него фигуры 4 архангелов. Над ними – изображение Богоматери Оранты (Молящейся).

Фрески Софийского собора «Богоматерь Оранта »,11 в. «Христос Пантократор », 11 в.

Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век Во фресках различимы и бытовые портреты. Таковым является групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора. Некогда фреска изображала великого князя с женой, сыновьями и дочерьми. В настоящее время сохранилась лишь часть, изображающая дочерей князя. Фигуры богато одеты и расположены в ростовой последовательности, что соответствовало их возрасту.

Скоморохи, 11 век Еще одним примером бытового жанра выступает фреска «Скоморохи» - люди, жившие при дворе для увеселения княжеской семьи.

Иконопись Киевской Руси Первые иконы на Руси появились в 11 веке, и представляли собой довольно расплывчатые изображения византийских святых. Такова икона Святых апостолов Петра и Павла, поражающая своим размером, нарядностью оклада, пышностью.

Икона Спаса Нерукотворного, 12 век Позднее русские иконы отличались четкостью. Такова икона Спаса Нерукотворного, гордости русской церкви. Икону характеризует выразительность глаз и крепко сжатые губы, что говорит о сдержанности данной композиции.

Ангел Златые Власы, 12 век Икона выполнена в сдержанных тонах, что придает ей простоту композиции. В целом искусство Киевской Руси послужило фундаментом для развития региональных школ.

Культура Великого Новгорода

11 век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Искусство Великого Новгорода В 11 – начале 12 века Киев не был единственным культурным центром Руси. Сосредоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань. Достойным преемником византийских традиций стало Новгородское княжество, где со временем сложились собственные каноны.

Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г. Новгород С середины 12 века в Новгороде начинается строительство приходских храмов. Ярким примером является церковь Спаса на Нередице.

Церковь Рождества Богородицы на Перыни, 13 век Со строительством церкви Рождества Богородицы на месте языческого святилища Перыни, создается новый тип церкви, в котором меняется форма, пропорции и интерьер.

Творчество Феофана Грека (1340 – 1405) Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, одним из которых был Феофан Грек, прибывший в Новгород в 70 – е г. 14 в. В колорите его фресок преобладают темные тона, что говорит о суровом характере его работ. Лучшие произведения Феофана Грека – изображение Спаса Вседержителя (1378), двусторонняя икона «Богоматери Донской» .

Фрески Феофана Грека «Богоматерь Донская» «Спас Вседержитель»

Культура Владимиро – суздальского княжества

В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно здесь возникает общерусский тип храма – четырехстопный, увенчанный одной главой. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор во Владимире, 1160 г. В 1160 году был возведен Успенский собор, ставший главным владимирским храмом.

Дмитриевский собор, 1197 г. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и изобилием выделяется Дмитриевский собор. Его поверхность покрывает резные изображения Христа, мучеников, зверей и растений.

Культура Московского княжества

Искусство Московского княжества Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением и ростом торгово – экономических связей. В Москве было начато широкое каменное строительство. Здесь возводятся Успенский, Архангельский соборы. Сооружается новая дубовая крепость.

Башни Московского Кремля, 15 век Важнейшим оборонительным объектом Москвы был Кремль (1367), неприступные стены которого имели протяженность около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен.

Андрей Рублев. Святая троица Ко второй половине 15 в. относится расцвет московской школы живописи. Известность и славу приобретает Андрей Рублев. Вершиной его творчества является икона «Троица» (1427), воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости.

Какие древнейшие истоки русской культуры вы могли бы назвать? Какие произведения искусства вы бы отнесли к археологическим находкам? Почему? Чем обусловлена эволюция русского искусства? Опишите один из памятников средневековой Руси. Расскажите о становлении иконописи на Руси.


1 слайд

Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее

2 слайд

3 слайд

СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность Далее

4 слайд

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу. -Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря. -Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом. -Основание купола. -Главный храм Константинополя. -В дословном переводе с греческого означало «изображение». -Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты. -Живопись красками по сырой штукатурке. -Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания. Далее

5 слайд

Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов. Далее

6 слайд

Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева. Далее

8 слайд

Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами. Далее

9 слайд

При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота. Далее

10 слайд

Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. Далее

11 слайд

12 слайд

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

13 слайд

Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Далее Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

14 слайд

Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни. Далее

15 слайд

Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Далее

16 слайд

Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Далее

17 слайд

Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают. Далее

19 слайд

Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой. Далее

20 слайд

21 слайд

Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м. Далее

22 слайд

С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве? Княгиня Ольга Князь Святослав Ярослав Мудрый Князь Владимир Владимир Мономах Далее

В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.

Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.


Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .

Слайд 2

  • Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

Слайд 3

В. Васнецов

  • Крещение Владимира
  • Крещение Руси. 988 г.
  • Слайд 4

    Крещение киевлян в Днепре

    Слайд 5

    Необходимость принятия новой религии объясняется:

    Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.

    • Католичество
    • Православие
    • Ислам
    • Иудаизм

    Причины выбора православия:

    • Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
    • Распространение христианства на Руси до князя Владимира
    • Обожествление в православии княжеской власти
    • Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
  • Слайд 6

    • Укрепление единства страны и центральной власти
    • Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
    • Развитие феодальных отношений
    • Рост международного престижа
    • Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

    Значение принятия христианства

    Князь Владимир

    Слайд 7

    Основные моменты крещения Руси

    Слайд 8

    • Кирилл и Мефодий
    • Письменность Древней Руси
  • Слайд 9

    Глаголица и кириллица

    Слайд 10

    • Летописец за работой
    • Нестор Летописец, реконструкция антропологов
    • Берестяная грамота
  • Слайд 11

    Литература Древней Руси

    • Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
    • Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
    • Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
    • Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
    • Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
    • От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
  • Слайд 12

    Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Микула Селянинович

    Основные идеи:

    Освобождение своей земли

    Защита земли Русской от врагов

    Народное устное творчество

    Слайд 13

    • Архитектура Древней Руси
    • Киев в Х в. Реконструкция
  • Слайд 14

    Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

    Золотые ворота. Киев 1037 г.

    Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.

    Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

    Слайд 15

    Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

    Слайд 16

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

    Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

    Ярослав Мудрый

    Слайд 17

    Софийский собор в Киеве. Современный вид

    Слайд 18

    Собор Святой Софии

    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
  • Слайд 19

    Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

    Собор Святой Софии

    Слайд 20

    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.

    Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича